Мантра манджушри о просветлении. Нешёлковый путь Правила чтения мантр

История наставления Белого Манджушри традиции Великого пандита Мати из садханы и ритуала последующего разрешения (paN+Di ta ma ti nas brgyud pa"i "jam dbyangs dkar po"i sgrub thabs rjes gnang las tshogs dang bcas pa), составленных Джамьянгом Кенце Вангпо.

Джитари (тиб. dgra las rnam par rgyal ba, санск. jitāri, около 940-1000) выслушал учение напрямую от Манджушри и обрел сиддхи. Однажды Манджушри прибыл к нему и сделал предсказание: "Тебе сейчас сто десять лет. Это тело не выдержит больше десяти лет. Поэтому найди духовного сына, являющегося подходящим сосудом, объясни и передай это учение лишь ему одному".

Тогда Джитари волшебным способом взлетел в небо и стал искать во всех сторонах света духовного приемника, являющегося подходящим сосудом, но так и не смог его найти.

Он снова отправился на поиски, на этот раз в царстве Магадха. Там он увидел немощного старика пастуха буйволов, не имеющего средств к существованию, который был подходящим сосудом, и отправился к нему.

Он сказал ему: «Ты - подходящий сосуд, поэтому оставь эту работу и войди во врата дхармы».

Старик ответил: «Я стар и немощен и не имею средств к существованию. Я даже не умею читать, поэтому прошу, возьмите меня в ученики в следующей жизни».


Ачарья Джитари ответил: «У меня есть способ». - и дал старику эту садхану Белого Манджушри. Тот стал заниматься практикой этого божества и, за пять дней став великим ученым пандитом, обретшим знание, не опираясь на других, прославился как Пандита Мати. Ачарья Джитари даровал ему посвящение в мандалу гневного и мирного Манджушри, и он стал известен под тайным именем Лалита Ваджра (тиб. sgeg pa’i rdo rje, санс. Lalitavajra). Так как он родился на Ратнадвипе (древнее название Шри Ланки), его называли Ратнадвипи (тиб. nor bu gling pa).

Затем Пандита Мати сделав простирания пред Ачарьей Джитари, сказал: «Наставник, хотя вашей заботой я стал ученым, так как я стар, у меня нет времени заниматься объяснением учения, поэтому я займусь практикой". Наставник Джитари ответил: "Тебе осталось жить десять лет. Мое медитативное божество предсказало, что я проживу еще десять лет, из них два уже прошли. Теперь у меня осталось восемь лет, я отдам их тебе, ты в течение восемнадцати лет радей о благе живых существ. Затем молитвенно обращайся к медитативному божеству. Возможно, ты обретешь продолжительность жизни, равную Солнцу и Луне». Сказав так, ачарья Джитари отправился в чистую землю Кхечари.

Затем Лалита Ваджра объяснил это учение младшему Ратнадвипи (тиб. тиб. nor bu gling pa chung ba). Тот передал его Акарагупте (тиб. "byung gnas sbas pa, санск. Ākaragupta). Тот передал Великому пандите Шакьяшри (санск. Śākya Śrī Вhadra). Тропу-лоцава (тиб. khro phu lotsA ba) пригласил Шакьяшри в Тибет. Когда Шакьяшри совершал затвор сезона доджей в Центральном Тибете на горе Синпо, так как у тибетцев не было индийской мудрости, Тропу-лоцава попросил устных наставлений по увеличению мудрости у учителя Шакьяшри.

Пандита Шакьяшри сказал: «В океане устных наставлений, которые у меня есть, четыре особенные: это наставление по достижению пробуждения посредством Белого Чакрасамвары; наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри; наставление одного светильника и одного черепа, вследствие практики которого возможно обходиться лишь одной хлопковой одеждой; наставление по обретению богатства с опорой на Черного Джамбхалу. Из них - это наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри». Сказав так, Шакьяшри дал всем это учение. От Тропу-лоцавы эти наставления испросил Кенпо Вангчуг Сенге, тот Гьятон Ананде, тот мне.


МАНДЖУШРИ

С чтения мантры бодхисаттвы мудрости буддист начинает любые занятия наукой, поэтому она сопровождает монаха с самых первых шагов его, еще послушника, в монастыре.

Манджушри – один из немногих бодхисаттв, который упоминается как в сутрах, так и в тантрах. Его особая цель – помочь буддисту постичь свою собственную сущность и истинную природу всех вещей. Согласно легенде, он восемьдесят четыре тысячи лет назад верой и правдой служил тогдашнему будде и стал бодхисаттвой, дав обет не уходить в нирвану, пока не придут все тысяча будд этой кальпы.

Вот текст одного из духовных стихов, посвященных бодхисаттве мудрости:

ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД МАНДЖУШРИ, БУДДОЙ МУДРОСТИ!

Я кланяюсь моему гуру и покровителю Манджушри,
Который держит у своего сердца священный текст,
символизирующий его видение всех вещей таковыми, каковы они на самом деле,
Чей ум освещает даль подобно солнцу,
не заслоняемому иллюзиями или слезами невежества,
Кто с состраданием и любовью отца к его единственному ребенку
обучает посредством шестидесяти способов все существа,
заключенные в темницу сансары,
сознание которых омрачено тьмой невежества и кто сокрушен страданием.
Ты, чье подобное реву дракона провозглашение Дхармы
пробуждает нас от оцепенения под властью наших неверных взглядов
и освобождает нас от железных оков нашей кармы,
Ты, кто держит меч мудрости, разрубающий страдание,
где бы его ростки ни появились, рассеивающий тьму невежества,
Ты, чье царственное тело обладает ста двенадцатью признаками будды,
Кто прошел все ступени, ведущие к высшему совершенству бодхисаттвы,
Кто был чистым с самого начала, –
Я кланяюсь тебе, о Манджушри!

Сиянием твоей мудрости, о Сострадающий,
Рассей тьму, в которую заключен мой разум,
Просвети мой ум и мудрость,
Чтобы я мог устремить мой взгляд
в слова Будды и тексты, объясняющие их.

На картинах Манджушри изображается в виде шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость – результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в сущность бытия. Такая мудрость и освобождение от страданий – одно и то же.

В нашей коллекции есть три замечательные картины, представляющие бодхисаттву мудрости.

На полотне №23 Манджушри изображен в окружении своих ипостасей (ил. 27).

В центре – Манджушри в своей обычной форме: его тело оранжево-желтого цвета, что связано с его именем, означающим “Славный сиянием”, в правой руке он держит пламенеющий меч, рассекающий мрак невежества, в левой – лотос, на котором лежит книга Праджняпарамита-сутры. Обращает на себя внимание такая иконографическая редкость, как отсутствие лучей в синем круге сияния за спиной бодхисаттвы. Трон окружен облаками, перед ним в темно-синей чаше, стоящей на лотосе, лежат оранжевое зеркало, лютня, три плода и раковина; над чашей – желтое сияние, пронизанное золотыми лучами (также редкость).

Паривару составляют четыре ипостаси Манджушри. Вверху – синетелый Кришна Манджушри (Черный Манджушри), его руки в жесте Поворота Колеса Закона, он держит лотосы, на которых стоят меч и книга; краснотелый Манджушри Джнянасаттва (Мудрая Сущность), держащий в своих четырех руках меч, лотос с книгой, лук и стрелу (они являются символами медитации и мудрости, направленными против внутреннего эгоизма). Внизу – оранжевый Симханада Манджушри, едущий, в соответствии со своим именем, верхом на льве, его левая нога приспущена со спины льва, он держит меч и лотос с книгой; белотелый Облаченный-в-Листья Манджушри, с тем же жестом рук и оплечьем из листвы.

Тханка обильно прописана золотом; эта пропись хорошо сохранилась, хотя краски потемнели от времени. Работа монгольского художника XVIII в.

Картина №24 также представляет Манджушри с окружением.

Центральное изображение идентично предыдущему, по краям сияния за спиной бодхисаттвы четыре цветка лотоса.

Вверху в облаках – Цзонхава и два его ученика; изображение Великого Реформатора слегка повреждено. Внизу в центре – Белая Тара.

По углам картины мы видим четыре ипостаси Манджушри. Вверху – зеленотелая форма, определяемая Ю.Н.Рерихом как Кумара, его руки – в жесте Поворота Колеса Закона, на лотосах он держит меч и висваваджру; краснотелый Манджушри Джнянасаттва, изображенный, как на предыдущей картине. Внизу – белотелый Симханада Манджушри, сидящий на белом льве; оранжевый Облаченный-в-Листья Манджушри с мечом и книгой на лотосах, правая рука в мудре щедрости, левая – у бедра в непонятной мудре.

Внизу картины дважды изображена Триратна.

Работа монгольского художника XVIII в. Вверху картина повреждена.

Картина №25 принадлежала к числу личных тханок Е.И.Рерих, подаренных ей Учителями. На этой картине изображен с окружением (ил. 28).

Белый Манджугхоша находится в центре, его правая рука в мудре щедрости (варада), левая – у груди в мудре поучения (витарка), в обеих руках он держит лотосы, на которых стоят меч и книга.

Вверху над бодхисаттвой находятся три божества долгой жизни – Амитаюс, Ушнишавиджая и Белая Тара. Внизу – два трудноопределимых божества. Левое – белотелое с ваджрой у груди и колокольчиком у бедра (это атрибуты Ваджрасаттвы, однако изображение Абсолютного Будды в низу картины странно, ведь тханка строится по законам иерархии пантеона – чем выше класс божества, тем выше он будет расположен на картине); ср. также аналогичное изображение Ваджрапани в милостивой ипостаси (ил. 13). Справа – вероятно, Красная Тара в обычном для богини облачении; в правой руке она держит драгоценный камень (ее традиционный атрибут – сосуд с эликсиром бессмертия в правой руке), левая рука в витарка-мудре.

Внизу в центре желтотелый бог богатства Кубера.

Вокруг божеств лежат различные священные символы – зеркало, раковины, плод в чаше, цимбалы, зерна в чаше и др.

Тханка тибетской работы прошлого века, исключительно красиво написанная.

Однажды Манджушри стоял перед воротами, когда Будда воззвал к нему: «Манджушри, Манджушри, почему ты не входишь?»

Я не вижу ничего по эту сторону ворот. Зачем мне входить? - отвечал Манджушри.

НЕГЭН: Дзэнские истории являются проблемами жизни, темами для медитации.

Совсем необязательно, чтобы этот диалог происходил между Буддой и Манджушри. Предположим, что один из вас колеблется войти в этот дзэн-до, и я говорю: «Почему ты не входишь?» Если он бодрствует в этот момент, он может...

Основными источниками, в которых описывается жизнь Шантидевы. являются труды тибетских историков Бутёна1 и Джецуна Таранатхи2. Кроме того, его краткое жизнеописание (которое, по всей видимости, представляет собой комбинацию первых двух) можно найти в работах тибетского ученого XVIII века Иеше Пелджора3.

В ходе недавних исследований также обнаружено короткое описание жизни Шантидевы на санскрите в сохранившейся непальской рукописи XIV века4. Жизнеописание Шантидевы, которое мы предлагаем...

Лаконичность скульптурных изображений иногда затрудняет их атрибуцию. И когда при осмотре изображения удается обнаружить либо развернутую надпись, либо хотя бы один графический знак, возникает надежда (иногда оправданная), что «молчащую» скульптуру удастся «разговорить».

Могут наноситься мантры конкретных персонажей пантеона в виде отдельных слогов, могут быть более или менее развернутые надписи, где присутствуют имена собственные персонажей пантеона, исторических деятелей, определив которые...

I. БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ

Царевич Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в шестом веке до н.э. в индийском городе Капилавасту. Он был сыном могущественного короля. Всё своё детство и молодость он провёл в роскошных дворцах, окружённый многочисленными слугами, прекрасными наложницами, и всевозможными наслаждениями.

Отец готовил его к грандиозной карьере и старался сделать всё, чтобы скрыть от Сиддхартхи горести мира по ту сторону дворцовых стен. Но однажды царевич вышел из дворца и впервые...

Ямантака (санскр. Yamāntaka, тиб. gshin rje gshed, букв. "Сокрушающий Владыку Смерти", "Уничтожающий Правителя Смерти", "Уничтожающий Яму") – йидам и дхармапала в буддизме Ваджраяны. Другое его известное имя – Ваджрабхайрава (санскр.

Vajrabhairava, тиб. rdo rje "jigs byed, или просто "jigs byed – Бхайрава, букв. "Ужасающий"). Считается, что Ямантака – это гневное проявление Бодхисаттвы Манджушри.

В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму...

Гаутама Будда (560 - 480 до н. э.), согласно древнейшим текстам, возвестил миру святое учение, призванное вести людей по пути нравственного совершенствования и привести некоторых из них к освобождению из круговорота рождений и смертей, прекращению череды перерождений, смены форм существования, бесконечно повторяющейся с безначальных времен.

Именно силою доброй или злой воли человека определяется то, каким будет после смерти его новое земное существование; поэтому чисто внешние церемонии...

Меч интуиции, рассекающий мрак неведения, или Меч Мудрости, является атрибутом Манджушри (Манджугхоши). Такой же меч (тиб. ral-gri / ральди, санскр. кхадга), с рукояткой в форме ваджры и с языком пламени, поднимающимся к лезвию меча, мы увидим и у других богов: у Ваджрабхайравы, у Гухьясамаджи.

В медитативной практике, связанной с Манджушри, меч представляют как духовное оружие, уничтожающее нашу плохую карму: клеши, препятствия, болезни, страсти. Меч на лотосе – это символ метода...

Калачакра (санскр. Kalacakra, тиб. Дунгкор, букв. "Колесо времени") - божество медитации, йидам Калачакра-тантры. В тексте тантры сказано, что учение Калачакры впервые было проповедано Буддой Шакьямуни. Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантра).

"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического...

В этой статье:

Манджушри называют великого Будду и бодхисатву мудрости. В свою очередь мудростью в буддистском учении называют владычество над самим собой, всем своим существом, аурой, делами, вверенными опеке людьми. Именно мудрость наиболее всего почитают в буддизме, как добродетель и называют «Матерью всех Будд».

Мантра манджушри – это заряд мудрости и положительной энергии. Именно о ней пойдет речь в данной статье, а также о том кто есть Манджушри.

Манджушри

«Вестник освобождения» — именно таким видят буддисты Манджушри, которого также почитают, как покровителя искусств и наук, оратора, покровителя и защитника астрологов. Например, писатели буддисты, прежде, чем приступить к написанию книги или стихотворения, сначала обращаются за помощью к этому Богу или начинают творение молитвой в его честь.

Буддисты просят Манджушри даровать им умственные способности, мудрость, мастерство в учении, способность толкования священных текстов, красноречие и хорошую память. Он является покровителем литературы, сознательно используя Слово, как орудие для освобождения в виде острого меча, побеждающего и рассеивающего невежество. Простой человек может просить Манджушри о просветлении.

Манджушри считают бодхисатвой, достигшим просветления Будды в другой вселенной, много эр назад став полностью просветленным Буддой. Буддистские учения утверждают, что Манджушри посочувствовал китайскому народу, жившему далеко от Индии, где когда-то произошло воплощение Господа Гаутама. Вследствие этого он пообещал себе помочь китайцам и создал свою «Чистую Землю», именуемую Раем Пяти Гор, который находился в северном Китае. «Чистой Землей» называли духовное царство, управляемое Буддами, и созданное ими же для своих учеников. Именно здесь лучше всего проходило обучение.

В некоторых текстах говорится о том, что у Манджушри имелась «Чистая Земля» и в другой вселенной, в которой он может проявляться, как совершенный Будда, которым и есть на самом деле. Его земная «Чистая Земля» стала любимым местом тибетских, монгольских, китайских буддистов; приверженцами Манджушри совершаются постоянные паломничества в эти места, там они надеются хоть на одно мгновение увидеть своего учителя и идола.

Однако узреть его могут только те люди, которые обладают чистыми сердцами и видением. Но даже при этих условиях требует еще определенное мастерство, позволяющее узнать Манджушри, так как часто он предстает перед людьми в обличии сироты или бедного человека. Те, кто не могу из-за собственной кармы воочию увидеть Манджушри, часто видят его во сне, например, вне своего физического тела.

На санскрите имя Манджушри означает «спокойное блаженство». Тибетские художники часто изображают Манджушри с Гаутама Буддой и Майтрейей, где первый представляет мудрость идеала бодхисаттвы, а Майтрейя – сострадание, вместе – две стороны пути бодхисаттвы.

Мантры

Манджушри имеет несколько мантр. Вот они:

ОМ АРА ПА ТЦА НАДИ. Используется с целью развития памяти, мудрости, понимания мантр и молитв.

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ. Повышает эффективность общения, восхваляет речь – «Слава Богу Речи».

ГАТЭ ГАТЭ ПАРА-ГАТЭ ПАРА-САМ-ГАТЭ БОДИ СВАХА. При помощи этой мантры вы можете призвать мудрость, которая сокрыта в священных текстах.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

В Буддизме Манджушри является Бодхисаттвой (становящийся Буддой) Мудрости, хотя считается, что он уже обрел просветление Будды. Он дарует понимание, мудрость, овладение Учением, силу истолкования, красноречие и память. Он главный защитник и покровитель астрологов. Манджушри также почитается как покровитель искусств и наук, писатели к нему взывают о помощи. Авторы часто начинают свои книги стихами в его честь.

Манджушри работает вместе с Господом Майтрейей. Их часто изображают в троице с Гаутамой Буддой, в которой Манджушри представляет аспект мудрости учения Буддизма, а Майтрейя – аспект сострадания.

На санскрите имя "Манджушри" обозначает "благородная слава" или "сладостная слава". Манджушри также известен как Манджугоша (что означает "сладкозвучный" или "с ласковым голосом") и как Вагишвара ("Господь Речи").

Манджушри приписывается обладание силой мудрости различения. Он способен различать верные и неверные убеждения, благотворные и вредные поступки, которые должны быть предприняты на духовном пути. Он держит меч, побеждающий невежество. Меч Манджушри считается мечом быстрого отделения [от привязанностей, заблуждений, привычек] и является символом просвещенной воли.

В искусстве Буддизма Манджушри изображают как прекрасного шестнадцатилетнего принца. Часто он держит в левой руке стебелек цветка голубого лотоса. На цветке покоится одно из писаний Праджнапарамита, которое связано с пониманием Праджны, или мудрости. Огненным мечом в правой руке он побеждает невежество.

DHIH (ДХИ) – это биджа (корневой слог) Манджушри. Сущность космического существа заключена в этом слоге – бидже. Мантру Манджушри можно использовать для развития мудрости, памяти и понимания писаний.

Согласно одной тибетской традиции, верующий должен повторять мантру OM AH RA PA TSA NA DHIH вслух 100, 21 или, по крайней мере, 7 раз. При последнем повторе, заключительный слог DHIH необходимо повторить как можно больше раз.

OM WAGI SHORI MUM

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ

"Господь Речи, МУМ!" или "Слава Господу Речи, МУМ!"

OM AH RA PA TSA NA DHIH

ОМ А(Х) РА ПА ТСА НА ДХИ

Ом! Да смогу я достигнуть мудрости пяти Дхиани Будд!

Для посвященного мандала Пяти Дхиани Будд является одновременно космической диаграммой мира и его самого. Это инструмент духовного роста и мистического опыта – карта божественных возможностей, предназначенная для просвещения всего живого.

Пять Дхиани Будд ведут к духовному преображению

Пять Дхиани Будд – это Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи. Тибетские буддисты верят, что Ади-Будда, изначальное и высшее существо, создало Дхиани Будд силой своей медитации.

Пять Дхиани Будд являются небесными Буддами, визуализация которых совершается во время медитации. Слово "Дхиани" происходит от санскритского "дхиана", что значит "медитация". Дхиани Будды также называются Джинами ("Победителями", или "Покорителями") и считаются великими целителями ума и души. Они не являются историческими личностями, подобными Гаутаме Будде, это трансцендентные существа, символизирующие универсальные божественные принципы или силы. Они представляют различные аспекты просветленного сознания и ведут к духовному преображению.

Каждый Дхиани Будда связан с определенными атрибутами и символами. Каждый воплощает одну из пяти мудростей, излечивающих от пяти губительных ядов, наиболее опасных для духовного роста человека и продлевающих его связь с физическим существованием. Буддисты учат, что Дхиани Будды способны трансмутировать пять ядов в противоположные этим ядам трансцендентные мудрости. Тибетская "Книга мертвых" рекомендует ученику медитировать на Дхиани Будд так, чтобы их мудрость заменила те негативные силы, которым он позволил овладеть собой.

Каждый Будда управляет одним из направлений пространства и одним из космических царств: эфира, воды, земли, огня и воздуха. Дхиани Будды также олицетворяют собой пять сканд – компонентов как жизни вселенной, так и человеческой личности. Эти составляющие суть сознание, форма, чувство, восприятие и воля.

В дополнение к этому каждый Дхиани Будда ассоциируется с определенным цветом, мудрой (оккультным знаком, образованным пальцами руки), животным, которое поддерживает его престол, священным символом и биджей (корневым слогом). Биджа представляет сущность Дхиани Будды. Ее можно сочетать со священным звуком ОМ и именем этого Будды для создания мантры – ряда мистических звуков, несущих сокровенный смысл. В индуизме и буддизме ученики читают мантры, призывая силу и присутствие божественного существа. В некоторых традициях практикующие используют мантры в медитациях, чтобы соединиться с божеством, которое призывают.

"Повторяя мантру и выполняя мудру Будды, – пишет буддистский монах и учитель Сангхаракшита, – человек может не просто соответствовать определенного рода реальности, которую тот олицетворяет, или прийти в сонастрой с нею, но и наполниться этой трансцендентной силой".

Мандалы – схемы мистического единения

Буддисты часто изображают Дхиани Будд в мандале. "Мандала" это санскритское слово, означающее "круг", переводится в тибетских текстах как "центр" или "то, что окружает". Некоторые считают, что это слово происходит от слова "манда", означающего "сущность". Мандала как круг означает полноту, завершенность и совершенство бытия Будды. Мандала является также "кругом друзей" – собранием Будд. Традиционно мандалы изображаются на танках (рисунки на шелковых тканях), выполняются цветным песком, рисовыми зернами или отливаются из металла.

Дхиани Будды располагаются в центре и на каждой из основных сторон мандалы. Первоначально мандалы составлялись на земле перед медитирующим, поэтому и сейчас они ориентированы на человека, который их созерцает. Ближайшей к нему стороной в нижней части мандалы является восток. Мандала разворачивается по часовой стрелке, следуя за солнцем, так что юг расположен слева от созерцающего ее человека, запад – наверху и север – справа. Лама Анагарика Говинда – один из выдающихся толкователей тибетского буддизма на Западе – объясняет: "Как солнце встает на востоке и дает начало дню, так и практикующий входит в мандалу через восточные врата, в дверь, перед которой сидит".

Мандала является священным, освященным пространством, в котором не существует никаких препятствий, нечистоты или воздействий, отвлекающих внимание. Буддисты используют мандалы как средства, способствующие медитации и визуализации. "Все мандалы, – пишет тибетолог Детлер Лауф, – происходят от корневых слогов или биджа-мантр божеств. Во время медитации на этих мантрах возникает изначальное сияние света, из которого появляются образы Будд".

Мандалы полны символов. Ряды кругов по краю мандалы символизируют защиту от внешних воздействий. Самый крайний огненный круг означает знание, разрушающее невежество, или обозначающее границу феноменального мира, который оставляет верующий, вступая в мандалу. Пламя также может ассоциироваться с Огненной Горой, которая не допускает к таинствам непосвященных. Кольцо из лепестков лотоса внутри огненного круга означает духовный мир, духовное возрождение, раскрытие духовного зрения или чистоту сердца, необходимую для эффективной медитации.

Центральная часть мандалы (обозначенная квадратом, вписанным в круг) представляет собой дворец или храм с четырьмя вратами, расположенными на основных направлениях. С наружной стороны дворцовых стен расположены символы благополучия и победы. В этой мандале по бокам каждых врат изображены знамя победы и изящный зонтик. Они являются двумя из Восьми Возвышенных Символов, напоминающих о дарах, полученных Гаутамой Буддой по достижении просветления. Буддисты считают, что эти восемь символов приносят удачу. Знамя победы означает победу духовности, или победу тела, разума и речи, над всеми препятствиями. Зонтик символизирует царское достоинство и защиту от препятствий, зла и несчастий.

Четверо врат дворца ведут к сокровенному кругу – центру мандалы. "Мандалы похожи на кольца, окружающие святой центр, – пишут Бланш Олшак и Геше Таптен Вангьял. – Их изображения представляют собой земной план запредельных небесных обителей, в его центре проявлена священная сила, которую следует призывать. Вся мандала – это крепость, построенная вокруг этого центра буддхической силы". В своей медитации ученик "вращает" фокус в центре мандалы до тех пор, пока не сможет, наконец, объединиться с этим ядром мощи.

Ученик использует мандалу для того, чтобы обнаружить ее элементы в самом себе. "Как только входит в мандалу, – пишет исследователь истории религий Мирча Элиаде, – он попадает в священное пространство вне времени; боги уже "спустились" в эту …схему. Ряд медитаций, которым ученик был прежде обучен, помогает ему найти богов в собственном сердце. Внутренним взором он видит, как они выходят оттуда, заполняют космическое пространство, а затем вновь входят в его сердце. Мысленно вступая в мандалу, йог приближается к собственному "центру". Йог, начинающий с этой иконографической "опоры", может обнаружить мандалу в собственном теле".

Таким образом, со всей своей символикой мандала является не просто внешним отображением небесной мощи. Буддисты верят, что мандала представляет собой вместилище той святой силы, которая изображена на ней. Ее цель и предназначение каждого символического образа – помочь медитирующему выявить божественную силу в себе самом и достичь собственного внутреннего совершенства.

"Вся внешняя мандала является моделью того духовного образца, который медитирующий человек видит в себе и должен постараться испытать в собственном сознании, – говорит Лауф. – [Дхиани] Будды воспринимаются как существа, активным проявлением коих станет сам человек. Таким образом, мандала становится космическим планом, согласно которому человек и мир сходно устроены. Будды медитации развивают свою благотворную деятельность только в той мере, в какой посвященный преуспевает в осознании и выявлении в себе самом качеств и сил, что они символизируют".

Известный востоковед Джузеппе Туцци объясняет: "Пять Будд не остаются чуждыми божественными формами далеких небес, они сходят в нас. Я являюсь космосом, и Будды находятся во мне. Во мне живет космический свет – таинственное, непостижимое присутствие – даже если оно и омрачено заблуждением. И потому эти пять Будд, несмотря ни на что, живут во мне, представляя собой пять составляющих человеческой личности".

Далай Лама учит: "Мандала, в целом, означает "то, что извлекает суть". Главный смысл [мандалы] для каждого заключается в том, что он может войти в нее и извлечь ее суть, то есть получить благословение. Это место обретения величия".

Для ученика, который знает, как ее использовать, мандала является схемой поступательного продвижения к самотрансформации и мистическому единству [с Богом]. Она выявляет в нем рост зерна бытия Будды. "Медитирующий, – говорит лама Говинда, – должен вообразить, что находится в центре мандалы как воплощение божественной фигуры совершенного Будды". И это бытие Будды, как он утверждает, "можно обрести, выявив все качества, которые, взятые вместе, формируют богатство мандалы".

Священное искусство Тибета служит привлечению небес на землю

Приведенная здесь литография основана на традиционных мандалах тибетского буддизма. Образы Пяти Дхиани Будд запечатлены в искусно сработанных тибетских и непальских статуэтках, относящихся к тринадцатому – началу пятнадцатого веков, когда изображения этих Будд были популярны. Будучи небесными существами, а не историческими личностями, Дхиани Будды часто изображаются украшенными драгоценностями и венцом, а не в обычных одеждах Будды.

Для тибетца создание произведения искусства является религиозным актом. На каждом этапе своей работы художник, монах или лама произносит определенные молитвы и совершает соответствующие ритуалы. Они часто вкладывают внутрь статуй свитки с религиозными текстами, приношения по обету, а также зерна. Когда работа завершена, монах или лама проводят церемонию ее освящения.

Тибетцы используют искусство как способ привлечь небеса на землю и возвысить человека, выведя его за границы земного, в царство мира и гармонии. Они верят, что статуя Будды, к примеру, является живым присутствием этого Будды, ставшего единым целым со своим изображением.

Спасибо за статьи От себя позволю добавить саму мандалу 5 Дхиани Будд