Чудо-оружие: Трубы Иерихона. Иерихонские трубы Иерихонская стена значение фразеологизма

Наверняка многие слышали выражение «трубы иерихонские». Его, как правило, употребляют, когда раздаются очень громкие звуки, будь то человеческий голос или какой-то другой шум. Однако почему в таких ситуациях употребляется именно такое словосочетание, мало кто знает. Поэтому сегодня нами будет подробно рассмотрен вопрос о том, какое на самом деле у выражения «трубы иерихонские» значение.

Древний город

Рассказ о выражении «трубы иерихонские» мы начнем с древнего города, с которым непосредственно связан изучаемый нами фразеологизм. Сегодня этот город находится на западном берегу Иордана, на территории, принадлежащей ПНА – Палестинской национальной администрации. А точнее, в северной части Иудейской пустыни, в семи километрах от Иордана и в двенадцати – от Мертвого моря, северо-западнее него. Еще одним ориентиром является Иерусалим, в тридцати километрах к северо-востоку от которого находится Иерихон.

Этот город является столицей одноименной провинции, его население – около 20 тыс. человек. Пристальное внимание к этому объекту объясняется тем, что этот город большое количество раз упоминается в Священном Писании, где также именуется Ир ха-Тмарим, что на иврите означает «город пальм», он непосредственно связан с возникновением выражения «трубы иерихонские».

Разведка

В книге Иисуса Навина события, касающиеся этих труб, развивались следующим образом. После того как пророк Моисей отошел в мир иной, Иисусу Навину в пустыне явился Господь и приказал ему стать во главе народа и отправиться с ним через реку Иордан в Землю обетованную.

Он сказал, что всякое место в Земле обетованной, на которую ступят ноги представителей племени иудеев, он дает им, как и было обещано Моисею. А также он говорил Иисусу Навину, что будет относиться к нему так же, как относился к Моисею, и не отступит от него. Так как именно он (Навин) передаст землю во владение сынам израилевым.

Войдя наконец в Землю обетованную под предводительством Навина, иудеи готовятся к штурму города Иерихона. Сначала они посылают туда двух молодых людей на разведку с целью «высмотреть землю». Те приходят в дом блудницы Раав и останавливаются там.

Раав дает им приют, укрывает их и умоляет сохранить жизни ей и ее родным в то время, когда армия иудеев войдет в город. Разведчики обещают ей это и отправляются назад. Иерихонские власти посылают за ними погоню, но неудачно.

Штурм


После возвращения разведчиков в свой стан армия отправляется штурмовать Иерихон. Но на пути их лежала река Иордан – в месте, недалеком от устья. Когда воины начали переход через реку, она вдруг иссякла, и они продолжили свой путь уже по сухому дну. После этого воды Иордана вновь устремились к Мертвому морю.

Перед самым взятием Иерихона перед Навином явился «вождь воинства Господня» и рассказал, как следует брать город. Получив от Небесных сил знак поддержки, армия в продолжение семи дней стояла вокруг городских стен. В день седьмой войско, сопровождаемое священнослужителями, дующими в трубы, обошло кругом городские стены.

В Библии об этом сказано следующим образом. Там говорится, что вострубили трубы, раздались громкие, воинственные кличи народа, шедшего на приступ. Тогда стены рухнули до самого основания, и войско вошло в город, завладев им.

Дальнейшая судьба города


В завершение рассказа о трубах иерихонских обрисуем дальнейшую судьбу города, взятого таким необычным способом. Еще до начала штурма Иисус Навин наложил на него заклятие. Он приказал истребить всех жителей, а все обнаруженное в нем золото, серебро, железо и медь передать в сокровищницу будущего храма.

Из всех людей оставили в живых только Раав и ее родственников, как и было ей обещано. А Иерихон был разрушен и сожжен. При этом нужно отметить, что во второй части своего заклятия Навин наложил запрет на его восстановление.

Таким образом, из приведенного рассказа понятно, что значение фразеологизма «трубы иерихонские» связано со звуками, имеющими очень большую громкость и сравнимыми с теми, что смогли разрушить даже толстые крепостные стены.

Словосочетание «иерихонская труба» пришло из Ветхого Завета. В книге Иисуса Навина, в 6 главе, рассказывается о том, как по пути из египетского плена в землю Обетованную иудеи подошли укрепленному городу Иерихону. Чтобы продолжить путь, город необходимо было взять, но его жители укрылись за высокими и неприступными стенами. Шесть осада. На седьмой день еврейские священники стали обходить город, трубя в трубы. В назначенный момент их поддержали громкими криками остальные израильтяне. И свершилось чудо: стены рухнули от сотрясения, вызванного трубными .

Не без Божьей помощи или по законам физики был проделан этот фокус, но с тех пор выражение «иерихонские трубы» употребляется как характеристика необыкновенно громкого, оглушающего голоса. «Трубный глас» – говорят еще.

Иерихон

Палестинский Иерихон и связанные с ним области неоднократно упоминаются в Библии. Руины древнего библейского города по сей день лежат в западной оконечности современного Иерихона – столицы провинции с одноименным названием. Первые поселения на этой , как показывают раскопки, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры – это самый древний из открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Иерихон неоднократно упоминается в Библии и после событий, связанных с его разрушением. При римлянах он даже был резиденцией царей – здесь умер иудейский царь Ирод Великий. В Новом Завете также рассказывается о неоднократном посещении Иерихона Иисусом Христом.

Легенда, миф или исторический факт?

Как показали проведенные раскопки культурных слоев 13 века до нашей эры на месте древнего города, Иерихон действительно был обнесен высокими двойными стенами. Больше того, проведенные исследования с помощью радиоактивного анализа и других современных передовых методов подтвердили, что городские стены Иерихона пали практически . Раскопки также не обнаружили в слоях 11-12 веков до нашей эры следы обитания людей, что снова соответствует библейскому сюжету. Ведь в книге Иисуса Навина говорится, что после взятия города и поголовного истребления всех его граждан, Иехошуа бин Нун (Иисус Навин) произнес над развалинами проклятие всякому, кто пожелает восстановить город. На протяжении многих веков он лежал в руинах.

«Всегда есть трое: непонимающий, не понимающий,
как это можно не понимать, и не понимающий,
как можно не понимать, что это можно не понимать».
(Е. Ермолова)

Очень часто, в поисках сенсации, учёные пытаются истолковать достаточно простые вещи, с помощью немыслимо сложных объяснений. Взять например, библейскую легенду о разрушении стен Иерихона с помощью труб. Договорились до того, что иудеи владели неким прообразом акустического оружия.

Ну, нелепость этой версии, которая уже практически стала научным фактом, способен разглядеть любой человек, получивший полноценное среднее образование. Любой… Кроме официальных историков, озабоченных борьбой с «лженауками». А пусть эти историки соберутся в большой коллектив, и попробует с помощью дудок разрушить хотя бы собачью конуру, для начала?

Но давайте начнём с самой легенды. Тот факт, что Современный Иерихон, мягко говоря, не совсем то место, о котором говорилось в легенде, описанной авторами Библии, ясно уж, кажется всем. Согласно Ветхому завету, иудеи на сорок первом году своего путешествия из Египта встретили первый ханаанский город.

Сразу несколько вопросов к «Священному писанию».

  • Допустим, что между Египтом и тем городом, который сейчас называется Иерихоном, на самом деле не существовало никаких городов, что не соответствует истине, потому, что они были, как можно умудриться ходить кругами на этом «пятачке», чтоб потратить целых сорок лет?
  • Если допустить, что на самом деле, они ходили сорок лет, и пришли в первый ханаанский город, то как объяснить, что русский город находится так далеко от России? Ведь ханаанцами (хананеями) евреи считаю русских, а Скифия называлась Ханааном!
  • Если всё-таки современный Иерихон и ханаанский, это один и тот же город, что скорее всего, соответствует истине, то значит необходимо признать, что либо эта территория входила в состав земель Скифии, либо являлась городом – колонией, или даже провинцией - колонией, которая называлась Самарией. Но в ведь и на Волге тоже есть Самара. Кстати название его вполне вписывается в русскую традицию, звучит примерно как Ярославль. На арабском языке Иерихон произносится как «Яриха» (أريحا). Но тогда в чём провинились русские перед иудеями? За какие грехи Иисус Навин принял решение разрушить город и вырезать его население?
  • Если иудеев и на самом деле было четыре миллиона, то к чему такие сложности с «акустическим оружием»? Такой толпой крепость за полчаса голыми руками можно разобрать.
  • Но если даже войско и было численностью в треть от «заявленной делегации», то почему они не вооружились, хотя бы мечами, а предпочли таскать на себе по пустыне медные трубы?

Сто тысяч евреев шесть дней ходили кругами вокруг крепости и дудели в дудки и свистки, затем, на седьмой день, разорались на всю пустыню и стены рухнули. О каких же трубах идёт речь? Для начала посмотрим как «битву» изображали в средние века.

Обратите внимание на одежду иудеев. Это так на ближнем востоке одевались? А пейзаж... Чисто пустыня! Ну и самое смешное... Ханаанцы строили себе в 1420 году до н.э. швабские дома в три этажа. Художник неграмотный попался? Да ладно! Примеров таких "неувязок" сотни! Есть даже картина, где распятие Иисуса производят люди в кафтанах и шапках, отделанных мехом, на фоне широкой реки или даже морского залива. Нет, все художники врать не будут. Библейская география совершенно "хромая". Сравните картину с реальным Иерихоном.

Есть хоть что-нибудь общее? Конечно нет. А теперь сравните людей трубящих в фанфары и этого парня:

Это житель Астрахани 17 века. Ничего не напоминает? И пейзаж позади....

Ну а теперь собственно, о трубах. В истории масса примеров, когда не понимание увиденного и услышанного приводит к вольной трактовке, неверной изначально. Отсюда ангелы, небесные колесницы, громовержцы, инопланетные тарелки пр. Что же могло вызвать такой трепет у людей, которые впервые столкнулись с явлением, не находящим логичного объяснения? Да вот что! Вот они медные трубы:

Вот теперь - то становится понятным механизм рождения мифа. Полагаю, что произошло следующее:

Какой-нибудь козопас, который не ведал о существовании пороха и артиллерии, случайно стал свидетелем артподготовки при осаде крепости. Что он видел? А видел он медные тубы, издающие оглушительный грохот, и в следующий момент за выстрелом, обрушение крепостных стен. Вылетающих снарядов – ядер, он разумеется, видеть не мог. И, соответственно, в силу своих ограниченных познаний, рассказал соплеменникам то, что видел своими глазами: - грохот труб, и связанное, каким - то образом с грохотом, падение стен.

Далее развился процесс, известный нам как «ОБС», или «одна бабка сказала». Иначе говоря, испорченный телефон. Это когда люди, не имея представления о самом событии, пытаются пересказать его со слов неграмотного свидетеля. В точности, как в том анекдоте:

Тебе «Битлз» нравятся?

Да что там слушать? Орут, картавят, фальшивят.

А где ты их слышал?

Сосед Изя напел.

Понятна теперь и позиция официальной науки, грудью вставшей на защиту мифа о «древности» Библии. Вместо того, чтобы признать, что Библию писали уже в эпоху существования артиллерийского вооружения, они готовы пойти даже на то, чтоб поддержать версию о существовании «древнеиудейского акустическо-резонансного рода сухопутных войск».

Между тем, всё становится на свои места. Иерихон город, был разрушенный артиллерийским огнём!

В поисках информации о медных пушках, наткнулся на абсолютно не вписывающийся в общую картину образец:

Это экспонат музея на острове Бали.

Хранители музея утверждают, что это мелкокалиберное орудие. Канал в стволе смешного диаметра, как у мушкета. Зачем же такая толщина стенок!? И зачем такое нелепое украшение в виде головы дракона? А всё просто. Смотрите на эту фреску. Это, так называемый «Греческий огонь», прообраз современного огнемёта:

Ну вот, и стало всё на свои места. Это огнемёт! Он стрелял не ядрами, а выстреливал на расстояние воспламенённую жидкость! И на закуску: Что значит "Пройти огонь, воду и медные трубы? Не догадались?

А я думаю так: - Тут всё дело, в неправильно расставленных знаках препинания. Не нужна первая запятая. Там должен быть дефис.

«Огонь-вода и медные трубы» . Т.е. речь, не о стихиях, огне, воде, и славе. Речь о медных трубах, поливающих неприятеля огненной водой (напалмом). Испытание огнемётом воистину страшная штука. Кто его прошёл, тому уже не чего бояться.

Осада Иерихона

Достаточно интересный фразеологизм «иерихонская труба» можно услышать от людей. К примеру, если говорят, что «хватит орать, как иерихонская труба» или «что ты орешь , как иерихонская труба», то не надо обижаться, а наоборот — воспринять это с чувством юмора. Но это в том случае, если человек знает смысл выражения иерихонская труба . В самом начале необходимо знать, что или кто такой Иерихон.

Иерихон – это город, осаждаемый Иисусом Навиным, описанный в книге Иисуса Навина. Но на самом деле это город, находящийся в северной части Иудейской пустыни в семи километрах от реки Иордан. Смысл, почему Иерихонская труба теперь понятно. И почему никакая другая труба тоже понятно. Далее разберем, почему именно труба

А не другой инструмент.

Так вот вернемся в книгу Иисуса Навина и откроем главу шестую. Из нее можно увидеть, что Господь дал подсказку Иисусу Навину, как взять город Иерихон. Подсказка заключается в том, что все способные к войне люди должны были обходить по одному разу в день данный город и делать это в течении шести дней подряд, а семь священников должны идти перед ковчегом и трубить в семь труб юбилейных. После этого, на седьмой день, Иерихон должны были обойти семь раз и также трубить в трубы. А когда затрубит юбилейный рог, то весь народ в один момент должен воскликнуть громким голосом . И после этого должна обрушиться стена Иерихона.

Т.е. Смысл заключается в том, что от сильного голоса народа и труб Иисуса Навина, обрушилась стена Иерихона и люди без препятствий вошли в город.
Поэтому и говорят «орешь, как труба Иерихонская», т.е. разговариваешь или орешь очень громко и сильно.

Может быть и не правильно будет выражение Иерихонские трубы. Ведь они не были изготовлены в Иерихоне, а просто применены в осаде города.

Из этого должно быть понятно, что выражение труба Иерихонская означает не что-то оскорбительное, а наоборот. А если так говорят, то гордитесь своим сильным голосом, способным обрушить стену крепости.

Вот как их история описана в Библии.. После смерти Моисея, который вывел евреев из Египта, вождем народа стал Иисус Навин. К тому момент после сорока лет скитаний в пустыне, пришла пора завоевывать Землю Обетованную.

Первое, что повелел Бог через Своего нового пророка, это перейти реку Иордан в окрестностях могучего, в то время города Иерихона. Город этот был окружен неприступными каменными стенами, что говорило о его богатстве и значимости. Через него шли караваны в Египет, в Сирию и другие страны. Иерихон был ключом ко всей Палестине.

Бог сказал Иисусу Навину, что отдает этот город в его руки. Но Иерихон еще предстояло захватить. Как же быть со стенами? Штурм таких укреплений для евреев был делом невозможным. Но Бог сказал Иисусу Навину, что нужно делать. И вот, по приказу пророка священники понесли вокруг Иерихона главную святыню народа - Ковчег завета, хранивший в себе скрижали с десятью заповедями. Перед ковчегом шли священники с ритуальными трубами, а за ковчегом все еврейское войско, которое насчитывало около сорока тысяч человек. Шесть дней такая процессия обходила Иерихон. А на седьмой день, священники стали дуть в ритуальные трубы. Семь раз под звуки труб израильское войско обошло город. А затем, по сигналу ритуального рога, разом громко воскликнули сорок тысяч воинов. В этот миг стены рухнули, и евреи вошли в Иерихон.

Вот что говорит Библия о иерихонских трубах. И теперь, спустя много тысяч лет, образ иерихонской трубы сохранился в нашей речи. Так говорят о громком звуке, которого могут рухнуть даже стены.