Пл тверской заставы. Тверская застава: было-стало

Площадь неподалеку от Белорусского вокзала - одно из интереснейших исторических мест в Москве. Изменившаяся до неузнаваемости за последние века, она по-прежнему хранит память о прошлом столицы.

Планировка Москвы: города и валы

Москва, основанная в 1147 году Юрием Долгоруким, один из древнейших центров Руси. Она имеет радиально-кольцевую или концентрическую планировку. В центре располагается Кремль - древнерусская крепость с оборонными башнями. По древнерусским традициям, на территории крепости никто не селился. Там располагался только гарнизон, охранявший крепость.

Жители строили свои дома возле крепостных стен. Дома эти составляли посад, который со временем огораживался крепостной стеной или валом. Посад рос и постепенно выходил за пределы кольцевого вала. Вновь отстроенная часть города снова защищалась кольцевым валом или крепостными стенами.

Так, первоначально Москва имела оборонную систему из 4-х крепостных "колец". После того как крепостная стена Земляного города сгорела, жители насыпали вместо нее земляной вал, выполнявший ту же функцию. В 1742 году, по инициативе Камер-коллегии, ведавшей доходами Российской империи, был сооружен Камер-коллежский вал. Валами назывались кольцевые земляные насыпи со рвами и заставами (сторожевыми постами), определявшие границы города или его частей.

Камер-коллежский вал был построен, чтобы заменить возведенноекупеческой компанией, продававшей водку, укрепление - Компанейский вал. Компанейская стена преграждала путь ввозу в город контрабандной водки. Она быстро обветшала и была разобрана. А вновь отстроенный Камер-коллежский вал не давал возможности провозить беспошлинно в Москву большое количество разнообразных товаров. На протяжении вала было сооружено 37 застав.

Тверская застава в Москве: формирование площади

Площадь Т верской заставы сформировалась перед Белорусским вокзалом . Железнодорожные пути связали Москву со многими городами Европы.

Эта площадь появилась еще в XVIII веке, когда возводилась Тверская застава Камер-Коллежского вала. Через вал проходила дорога на Тверь, ставшая в XVIII веке очень востребованной. По трассе перевозилось большое количество товаров, что требовало урегулирования таможенных отношений купцов с Москвой. Было решено построить на Камер-Коллежском валу Тверскую заставу. Когда же региональные пошлины были отменены, застава использовалась полицией города для контроля миграции. Рядом с Тверской заставой со стороны столицы располагалась Ямская слобода, а с внешней стороны - деревни.

В 1864 году граница Москвы по Коллежскому валу была определена официально, московские территории переданы в управление московскому уездному управлению и Думе, а земли за заставой - земству.

Триумфальные ворота Тверской заставы

В публикациях встречается информация, что в 1812 году через Тверскую заставу из горящей Москвы бежал Наполеон Бонапарт. Через два года было принято решение о восстановлении на площади возле заставы сгоревших деревянных Триумфальных ворот, сооруженных еще при Петре I, однако Александр I наложил запрет на строительство. Лишь через двадцать лет здесь по указу Николая I были возведены ворота, уже из камня. Они стали памятником победе в войне с Наполеоном. Спректировал арку знаменитый архитектор Осип Бове.

Хранящее в своем облике традиции древнеримской эпохи, сооружение было выполнено согласно всем канонам классической античной архитектуры. Триумфальная арка была сделана из белого камня, добытого в холмах близ Крылатского, и чугуна, использованного для колонн. Украшена колесницей Славы, запряженной шестеркой коней, горельефами и скульптурами, выполненными по проекту скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Рельефные изображения - женщина-воин, убивающая копьем дракона, сражение у стен Кремля, скульптурные изображения римских воинов в туниках - символизируют мощь русского оружия, смелость и отвагу, патриотизм русского народа.

Среди горельефов есть и изображение императора Александра I, представленного в облике римского императора, что вызвало неудовольствие русской церкви во главе с митрополитом Филаретом.

В связи с установкой ворот площадь поменяла свое название на Старотриумфальную, и получила второе название - "Площадь Новых Триумфальных ворот".

Площадь Тверской заставы: перспективы

Недавно, согласно решению, принятому мэром города и проекту Москомэкспертизы, в связи с тем, что площадь у Белорусского вокзала является важным транспортным узлом столицы, здесь будут проложены Раньше, до 2008 года, трамваи ходили по площади от Лесной улицы до вокзала, но были демонтированы. Исторический маршрут решили сохранить. Кроме того, в перспективе реконструкции Тверской заставы планируется восстановление площади в соответствии с ее былым обликом.

Одним из важных пунктов проекта реконструкции является масштабное озеленение территории площади: высаживание большого количества деревьев, разбивка газонов. А также модернизация системы ее освещения. Предполагается и возвращение на площадь памятника писателю Алексею Максимовичу Горькому, демонтированного в 2005 году в связи с реконструкционными работами на площади.

Многие кто бывал в Москве, были на площади Белорусского вокзала, место очень интересное, в одну сторону — ул. Тверская, с Триумфальной площадью и памятником на ней Маяковскому, в другую сторону Ленинградский проспект, вокруг много разных интересных архитектурных памятников. Большинство из них заслуженно стали «визитной карточкой Москвы».
Например: сам Белорусский вокзал:

И вот казалось бы, что ещё нужно для полного счастья. Вот она история, вот они остатки памятников. Живи и наслаждайся.

Главное верь тому, что написано в официальной истории, и радуйся. Но мы же научены. Доверяй, но проверяй. Давайте вместе рассмотрим, что там сфотографировано и написано. Справедливо на первом месте размещена эта фотография:

sibved : Что за конструкции на башнях слева и у башни у колокольни справа на фото? Каков функционал?

Наверное, она самая ранняя из всех. Нет ещё автомобилей, повозки везут пассажиров и «товары». На месте будущего Второго часового завода Слава ещё построен Храм, Хотя, возможно, что они практически одногодки с другим фото:


Датировки, которые указаны на ресурсе под фотографиями, вполне могут быть ошибочны, или преднамеренно искажены. Конечно же не самим Автором, а теми, кто их «датировал».

Вот описание «Площади» с указанного Ресурса:
«Сама площадь появилась при строительстве заставы Камер-Коллежского вала в 1742 году. По сути это была юридическая граница Москвы, где облагались пошлиной ввозимые в столицу товары. Камер-Коллегия — это старое название налогового органа. Она то в то время и определяла таможенную границу города.
Позже таможенные функции валов были упразднены и введен обычный паспортный контроль.
В 1814 году в честь победы над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года была возведена деревянная Триумфальная Арка.
В 1837 архитектор Бове строит на площади Новые Триумфальные Ворота и площадь переименовывается в Площадь Новых Триумфальных Ворот которые простояли там вплоть до 1936 года.
В 1870 г. открывается Смоленский вокзал (сейчас Белорусский) А уже в 1899 первая появляется первая линия электрического трамвая. Позднее на площади достроили трамвайный круг.

Пока все нормально, вопросов нет. Ещё раз прочитайте последний абзац. Обратите внимание, что в 1899 году появился трамвай. На одном из фото мы видим ему подтверждение. Правда вагончик трамвая тянет лошадь, хотя провода электричества над трамвайными путями уже есть. На другом, есть какие-то столбы посреди Путепровода, но не очень понятно, «трамвайные» они, или нет. Возможно освещение. Кстати посмотрите на Ширину древней «Ленинградки» — ничем не уже нынешней. Первое фото очень важное – на нем отражен Путепровод. Вспоминаем дату запуска трамвая – 1899 год. Все вроде бы пока нормально. Сама площадь и даже арка на ней, выглядят очень органично. Трамвай запущен, круговое движение его организовано. А немного раньше, в 1870-м году Вокзал построили, под «Путепроводом» ЖД рельсы проложили, надо же поездам к вокзалу и обратно без помех подъезжать? Думаю что время, в которое построили Вокзал, должно совпадать со временем, когда построили площадь, возможно даже Триумфальную арку на ней и, конечно же, неотъемлемую её часть «Тверской путепровод». (Кстати раньше его называли «Брестский виадук»).

Вот как он выглядит сегодня: Вид в сторону «Центра»:

Вид со стороны Вокзала:

Арки для ЖД путей:

А теперь самая главная фотография, ради которой я все это затеял:

Посмотрите внимательно на табличку: Построен в 1904 году.
И вот официальная версия строительства «Путепровода»:

История возникновения Тверского путепровода.

«Необходимость в строительстве Тверского путепровода появилась еще в 1870 году, когда была пущена соединительная ветка между Александровской (Смоленское направление) и Николаевской (Санкт-Петербургское) железными дорогами. Тогда же был построен первый Брестский вокзал (ныне Белорусский). Поначалу Петербургское шоссе пересекало эту соединительную ветку посредством шлагбаума, что создавало немалые транспортные трудности. К поездам тогда ещё не привыкли, паровозы пугали как лошадей, так и людей. Поэтому в 1904 году архитектор Иван Иванович Струков одновременно со строительством нового Брестского вокзала начинает возведение крупного моста — Тверского путепровода, основная цель которого — развести движение поездов и транспортных потоков Петербургского шоссе в разных уровнях. Струков решает предать Тверскому путепроводу красивый романтичный образ, как это происходило в те годы в Европе. За основу он взял постройки О. Ритта для Берлинской и О. Вагнера для Венской железной дороги. Тверской путепровод был задуман в образе морского причала, декорированного башенками-маяками. Низ целиком облицован тёмным красным гранитом. Ему был противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх, украшенный кованными ограждениями и фонарями. Верх моста сделан из бетона, оштукатурен с добавлением мраморного песка. Тверской путепровод строился восемь лет. И он сразу прижился и даже стал визитной карточкой при въезде в центр города. Мост прекрасно вписался в окружающую застройку, а его декоративные башенки перекликались с симметричными корпусами кордегардий, образуя единый ансамбль с Триумфальными воротами. Площадь Белорусского вокзала после возведения Тверского путепровода стала на то время одной из самых красивых в Москве»

Т.е. согласно ОИ, в 1870-м году, построили Вокзал, и уже через 30 лет, появилась необходимость его перестроить. С 1903 по 1912 годы построили новый вокзал, а вместе с ним и новый путепровод. Не смотря на то, что фотография в России существовала задолго до 1900 года, никому не пришло в голову сфотографировать факт строительства «Вокзала». Только художники работали «фотоаппаратами»:


Вот как якобы — выглядела Площадь в 18-м веке. Москва – «Большая Деревня»….

Не знаю как Вам, а мне лично официальная версия не очень нравится. То есть в ней все вроде бы сходится, (Если считать что трамваи вначале ходили «без путепровода», а потом все пришлось перестроить немного), и если принять во внимание, что в архитектуре Белорусского вокзала нет ничего «Античного». И огромную шатровую крышу могли запросто построить, и что в гранитных блоках, из которых сложен Путепровод, нет ничего необычного. Особенно в геометрии блоков «Подпорных» колонн. И то, что Триумфальная арка стояла на своем месте задолго до строительства этих двух «Красот», и что Вокзал пристроили к площади потом, и через ЖД пути пропускали через шлагбаум, постоянно пугая лошадей паровозами. И то, что Путепровод построили только через 30 лет после вокзала….

Но только вот другие факты, Московской архитектуры, говорят, что не все так однозначно в зданиях Москвы. И то, что город, который был практически «уничтожен» (согласно ОИ) страшным пожаром 1812-го года, буквально за несколько десятков лет, пережив страшную войну 1812-го года, Крымскую войну, (Два страшных неурожайных года «Без ЛЕТА» — в 1815-1816 годов), сумел построить ТЫСЯЧИ прекраснейших чудеснейших МЕГА сооружений, не имея ни строительных кранов, ни технологий. … Но это уже совсем другая история.

А вот как выглядит здание с другой стороны Площади:


Это же здание, вход со стороны Площади. Конечно же – вход в «Цокольный этаж»,


Конечно же, тогда всё так строили. И окна в подвале тоже должны быть обязательно, что же это за подвал, без входа и без полноценных окон. Это только в конце 19-го века, додумались строить Первый этаж на «первом этаже». И минимум полуметровый цоколь-фундамент над землей возводить. А до этого всегда в землю закапывали. Думаю вслед за Архитектурой Санкт-Петербурга, настало время более внимательно изучить и архитектуру Москвы.


Этот же дом, на углу Площади и 1-й Брестской улицы. Прекрасный подвал с окнами.

Кстати, на эту же тему: «ПОЧЕМУ-ТО», недавно, уже было принято решение о реконструкции Площади Белорусского вокзала, «ПУТЕМ ЗАМЕНЫ ТВЕРСКОГО ПУТЕПРОВОДА», на более современный. Никак не могут современные архитекторы Москвы вписать это «допотопное», древнее строение в современные требования. И никакие возмущения граждан, не хотят принимать во внимание. Нужно снести и все тут. Не знаю как Вам, но думаю, что дело тут не в «транспортной необходимости». Просто кому-то очень не нравится, это явно не вписывающиеся в каноны официальной истории, прекраснейшее архитектурное строение. И чтобы не было лишних вопросов, решили его просто демонтировать. Нет Строения, нет вопросов, нет проблем.

Удачи и Разума.
***

sibved : От себя добавлю, что техника строительства мостов, путепроводов в те времена была широко распространена. Это хорошо видно в тоннелях и мостах Кругобайкальской ЖД. Там объем выбранного камня и уложенных блоков сопоставим со строительством пирамид Гизы.

Я не вижу не одной соскладированной кучи/палеты готовых блоков. Ведь, что-то должно остаться даже если объект закончен.

И даже здесь, где работа только начинается по монтажу блочных опор мостов. Но если присмотреться – на строительных лесах виден ящик, соразмерный с блоками, как опалубка. Но, ни заготовок каменных масс, ни самих готовых каменных блоков не видно.

Фотографий

И был ли это полностью натуральный камень – у меня сомнения. Взгляните на эти фотографии строительства Транссиба:

Может быть – это литые блоки?

Ищете способ добраться до Площадь Тверская Застава в Москве, Россия? Ваша поездка теперь проще простого!

Скачайте приложение Moovit, чтобы найти самый быстрый путь! Посмотрите обновленное расписание метро, автобуса, поезда или маршрутки до Площадь Тверская Застава. Откройте последние расписания для всех доступных поездок от Площадь Тверская Застава вместе с пошаговыми инструкциями в режиме реального времени.

Приложение Moovit сообщает вам о станциях и остановках рядом с пунктом назначения. Выберете остановку из списка ближайших к Площадь Тверская Застава: Белорусский Вокзал; Москва Белорусская; Белорусская; Метро Белорусская; Метро Белорусская (Ул. Бутырский Вал).

Выберете варианты метро, автобуса, поезда или маршрутки, чтобы доехать до Площадь Тверская Застава. Вот некоторые маршруты, которые проходят поблизости: (Метро) Метро - 2, Метро - 5; (Поезд) Поезд - БЕЛОРУССКОЕ; (Автобус) Автобус - 904, Автобус - М1.

Хотите доехать до Площадь Тверская Застава и обратно, но не знаете точного адреса? Выберете пункт назначения на карте и Moovit поможет вам найти лучше маршруты до нужной точки!

Moovit помогает найти самый быстрый и удобный маршрут и самое удобное время отправления. Больше не нужно использовать автобусное приложение, чтобы найти расписание автобуса, и приложение для электричек, чтобы найти раписание электричек. В Moovit вы найдете всю транспортную информацию, которая вам нужна! Именно поэтому приложение Moovit вошло в список лучших транспортных приложений по версии Google Play и Apple Store.

Площадь Тверской заставы расположена между 1-й Тверской-Ямской, 1-й и 2-й Брестскими и Лесной улицами, Грузинским и Бутырским Валом и Ленинградским проспектом.

В том месте, где сейчас расположена эта площадь с Белорусским вокзалом, в 1742 году заканчивалась Москва. Для таможенного контроля Камер-коллегия возвела земляной вал и поставила шлагбаум, две караульни-кордергардии и отряд солдат, проверяющих «подорожные» документы. Застава назывались соответственно направлению проходившей дороги — Тверская.

Вокруг селились ямщики. Слобода быстро обрастала дворами и Тверскими-Ямскими улицами, пока почтовые кареты и дилижансы не потеснили ямщиков. Петербургский тракт был дорогой загруженной. Обозы, тройки, кибитки-сидейки и телеги-скоровозы выстраивались вереницей перед шлагбаумом.

Через Тверскую заставу возвращались в столицу воинские части русской армии. В XVIII веке в России, как и в Европе, утвердилась античная традиция ставить триумфальные арки для встречи победителей. Впервые такие ворота появились на Триумфальной площади — на пересечении Тверской улицы и Садового кольца была старая граница города. Триумфальную арку у Тверских ворот построили в 1814 году для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над Наполеоном. Сначала арка была деревянная, а в 1834 году ее заменили новой, из камня и чугуна, с шестеркой коней в колеснице Славы, венчающей грандиозное сооружение, выполненное по проекту знаменитого архитектора О.И.Бове. Площадь сразу приобрела необыкновенно парадный вид, и ее стали называть площадью Новых Триумфальных Ворот. В 1936 году, в ходе реконструкции площади, Триумфальные ворота разобрали (с 1968 года они стоят у Поклонной горы), и до 1990 года площадь именовали площадью Белорусского вокзала.

Вокзал открылся в 1870 году, он был шестым в столице. Первоначально он назывался Смоленским, когда железную дорогу продлили до Бреста — Брестским, а когда старое здание вокзала было перестроено по проекту архитектора И.И. Струкова в нынешнее — его наименовали Александровским. Белорусским он стал только в мае1936 года.

Развитие транспорта постоянно изменяло облик площади. В 1872 году здесь появилась конка, в 1899 пошел электрический трамвай и на площади образовался трамвайный круг. В 1904 году началось строительство моста-путепровода через железную дорогу. Для этого проекта Иван Иванович Струков изучил самые известные в мире и лучшие на то время аналогичные сооружения. Он выбрал романтический образ — мост с декоративными башенками, газовыми фонарями, кованым ограждением и выразительной гранитной облицовкой стал настоящим украшением площади.

К тому времени уже были снесены все укрепления Камер-Коллежского вала, на освободившейся территории строили доходные дома, трактиры, лавки, гостиницы. В 1914 году начинается возведение старообрядческого храма Николы Чудотворца (архитектор А.М. Гуржиенко). Строительство закончилось в 1921 году, в 1935 храм был закрыт. Богослужения здесь возобновились в 1995 году.

В 1950 году на площади был разбит сквер, в 1951 в нем установили памятник Максиму Горькому (скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская). Бронзовая скульптура изображала писателя с тростью в руках, в распахнутом пальто — прибывшим из Италии на Белорусский вокзал и взволнованным встречей с москвичами, приветствовавшими его возвращение на Родину. В связи с реконструкцией площади в 2008 году памятник перенесли в Парк скульптур у Центрального дома художников.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году - на ней планировали за $300 млн построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центромМакет варианта реконструкции 2006 года Фотография с сайта wikimapia.org. . В 2011 году, когда стало понятно, что это с большой вероятностью парализует движение как на самой Тверской, так и вокруг нее, проект был остановлен. В итоге на месте бывшего сквера на расчищенных под строительство площадях устроили наземную парковку - буквально заморозили объект на шесть лет. В этом году после реконструкции на Тверскую Заставу вернется памятник Горькому, который двенадцать лет простоял в ссылке в парке «Музеон». Фактически переделка площади выглядит как исправление градостроительной политики десятилетней давности, в рамках которой к каждому городскому вокзалу хотели впихнуть ТЦ.

Артем Боженов

Программист, живет на 3-й Тверской-Ямской

«Площадь грозились реконструировать еще лет пятнадцать назад в рамках проекта . Уже тогда стало понятно, что при этом будет полностью нарушена пешеходная связность Тверской с Ленинградским проспектом и путепровод перестанет быть пешеходным. Тогда было время автомобильных строек в центре города, и все относились к этому как к неизбежному злу жизни в центре мегаполиса.

Потом был представлен новый проект с многоуровневой развязкой. Было очевидно, что некоторые потоки она действительно развяжет, но движение с Ленинградки будет все так же упираться в светофоры на Пушкинской площади, блокируя съезды. И развязка в итоге будет работать примерно в текущем режиме - то есть скорее машины будут стоять, чем ехать. При этом площадь опять же выпадала из пешеходного использования, оставаясь широкой многоуровневой стоящей пробкой. К счастью, этот проект тоже отменили».

Как менялась Тверская Застава за последние 20 лет

Памятник Горькому создал советский скульптор-монументалист Иван Шадр в 1939 году. В 1951-м его закончила Вера Мухина, и он был установлен на площади около Белорусского вокзала. Год спустя за эту работу авторский коллектив получил Сталинскую премию - 100 000 рублей. На этой фотографии 1980-х Горький стоит на своем месте - в скверике, который планируется восстановить в 2017-м

© Валерия Зуфарова / ИТАР-ТАСС

1 из 5

Слева - сквер с памятником, у моста тоже некоторое количество зелени, принимавшей на себя пыльный удар со стороны начинающейся Ленинградки. От вокзала до моста тянется пешеходный переход. Так выглядела Тверская Застава в 1989 году

© Василий Егоров / ИТАР-ТАСС

2 из 5

2005 год, Горький переезжает в «Музеон», который до Капкова был кладбищем советских памятников. Газеты печально констатируют, что не будет больше свиданий «под Горьким». В результате неправильного демонтажа - рабочие снимали его с постамента наугад - и двухгодичного лежания в «Музеоне» скульптура сильно пострадала. Слева на ней трещина

© Юрий Машков / ИТАР-ТАСС

3 из 5

Перерытая Тверская в 2008 году. Инвестор строительства - «Автостоянка Тверская Застава», общий объем инвестиций - около $300 млн. Ответственные за проект - ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова

© Татьяна Грицаева / ИТАР-ТАСС

4 из 5

В 2011 году стройка официально остановлена. На снимке 2012-й - на территории остаются не до конца зарытые огороженные участки

© Сергей Узаков / ИТАР-ТАСС

5 из 5

Ключевая проблема площади - в том, что она не осознается как городское пространство. Это транспортный узел с бесчисленными светофорами и вечными пробками. И если на стороне Лесной улицы с ее офисными зданиями, ресторанами и вписанной в них церковью Николая Чудотворца еще чувствуется какой-то соразмерный масштаб, то на стороне Белорусского вокзала пешеходы ощущают себя лишними. Их задача - пересечь площадь, убраться с Тверской как можно скорее.

Решить эту проблему было поручено бюро West 8 Адриана Гезе - нидерландского архитектора, который несколько лет успешно работает в России. West 8 славятся экологичным дизайном городской среды: раскидать как можно больше зелени вместо парковок - похоже на их ключевую идею. Превратить закрытое промышленное сооружение в парк - такое у них уже получилось на питерской . В Москве Гезе вернул деревья - от Бульварного кольца и до Красной площади. Но комментировать результаты пока не спешит - предлагает дождаться момента, когда они зазеленеют.

Что будет на площади у Белорусского вокзала


Новый переход

Всего новых переходов появится восемь: три с Тверской Заставы на 2-ю Брестскую, три с Тверской Заставы на 1-ю Брестскую и два на самой площади Тверская Застава.

5 полос движения

За счет оптимизации ширины полос теперь по направлению в область их будет пять. В центр - по-прежнему четыре

Новый парк

На месте затянувшейся стройки будет полноценный парк с павильоном под будущее кафе

Сквер

Сквер вокруг памятника Горькому вернется на свое место

Автомобильный разворот

Сюда смогут поворачивать и автомобили, которые едут с 1-й Тверской-Ямской - налево, против часовой стрелки

Сокращенная вдвое парковка

Сейчас половина парковки пустует даже в рабочее время и выходные дни. После реконструкции останется всего 108 мест - рядом со входом на Белорусский вокзал

Автобусный разворот

Для разворота автобусов обустроят выделенную полосу длиной 50 метров между 1-й Брестской и 1-й Тверской-Ямской. До того разворот был у Ленинградки

Подсвеченные переходы

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы

Старообрядческий храм, который начали строить в 1914 г. и закончили уже после Революции - в 1921-м. Оказался такой же антитезой офисным зданиям ABD architects, как Церковь Симеона Столпника посохинскому Новому Арбату

Новая Тверская Застава в цифрах

27 000 кв.м плитки

11 000 кв.м газонов

111 мест на парковке

79 деревьев

43 скамейки

6 остановок трамвая и троллейбуса

5 полос в область и по-прежнему 4 в центр

1 памятник Горькому

После реконструкции - то есть ко Дню города - на площади появится сквер с газонами и памятником Горькому. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроят парк с липами и павильоном для кафе - он свяжет Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Тротуары, как вы догадались, расширят, а на месте асфальта проложат гранитную плитку. Вокруг сквера с памятником пройдут трамвайные пути маршрута, который раньше доходил до середины Лесной улицы и разворачивался, - теперь его протянут к Белорусскому вокзалу. В переходах под Тверским путепроводным мостом установят LED-панели и проложат плитку - чтобы туда можно было заходить без мрачных мыслей.

Все это происходит под эгидой переосмысления привокзальных территорий. Как замечают в КБ «Стрелка», которое курирует архитектурные концепции «Моей улицы», эти площади «…перестают быть транзитными и становятся осмысленными - с удобным транспортным функционалом, озеленением и объектами культурного наследия» (речь про Горького). На Тверской Заставе проектирование последовало за работой Центра организации дорожного движения - там смоделировали транспортные и пешеходные потоки, и на этой основе уже рисовали зелень со скамейками.

При этом в транспортную концепцию проекта вложено не совсем очевидное продление трамвайных маршрутов № 7 и 19 от трех вокзалов до Белорусского - на метро эту дистанцию можно проехать быстрее. В Дептрансе , что это приведет к росту их популярности - на 10–15 тысяч пассажиров в сутки. В проекте можно заметить очевидные компромиссы - попытки угодить всем: и машинам (половина площади отдана под парковку), и общественному транспорту, и пешеходам. Забыли только про - велоинфраструктуры в проекте не видно.

Кокетливый красный свет от LED-панелей вместо мрака, навевающего воспоминания о фильме «Необратимость»

© Стрелка

1 из 2

Тротуары у выходов расширят почти на пять метров. Раньше ширина проезжей части была 14,7 метра, теперь станет 10. При этом все три полосы движения сохранятся

© Стрелка

2 из 2

Что говорят эксперты и местные жители

Егор Мулеев

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«На этой площади хотели делать автомобильную развязку - здорово, что местным жителям удалось отбиться от этого безумного проекта. Тенденция по возвращению трамвая не может не радовать, но есть сомнения в том, что он будет востребован. По сути, уехать можно будет только в сторону метро «Новослободская», МИИТа, к метро «Достоевская». Как мне кажется, на этом участке трамвайный потенциал не раскрывается в полной мере. Однако если у Дептранса есть планы по развитию сети, например, в сторону «Улицы 1905 года», то вместе с усилением ценового гнета на автомобилистов можно осторожно предположить рост популярности трамвая в перспективе.

Анализируя этот проект, я ставлю себя на место пассажира. Получается, чтобы дойти до остановки от вокзала, мне нужно обойти стоянку автомобилей и постоять на нескольких светофорах. Такое решение напоминает аэропорты Внуково и Домодедово, где аналогичным образом с чемоданами нужно протискиваться между машин и отбойников и только потом появляется возможность воспользоваться автобусом. Неудобно. Ну и явно автомобильная загрузка сохранится, несмотря на новую организацию движения. В часы пик все окрестности все равно будут стоять. Единственный выход в этом случае - ездить меньше на автомобилях».

Павел Яблоков

Старший редактор интернет-издания «TR.ru | Транспорт в России»

«Никакой Тверской Заставы давно нет, это всего лишь памятное красивое имя. Зачем его возвращать, если не планируется воссоздавать два обелискаОбелиски и Триумфальная арка Фотография, сделанная во время коронационных торжеств 1896 года. ? Функционально площадь точно называлась в советские годы - площадью Белорусского Вокзала. Именно вокзал и является главной доминантой площади - как архитектурной, так и функциональной. И мне кажется, чтобы сделать пространство в районе площади биполярным, пригодилось бы транспортное наполнение Миусского депо, оно же Троллейбусный парк им. Щепетильникова. Однако в этом году оно было отдано в долгосрочную аренду под «нетранспортные нужды». Потеряно прекрасное место для создания музея городского транспорта в полукилометре от Белорусского вокзала.

Правильно, что в проекте нашлось много места для пешеходов - наземные переходы через Тверскую, новые остановки общественного транспорта. Сейчас они отброшены во все стороны от площади - это недопустимо. Для укрупнения пересадочного узла важно и запланированное возвращение трамваев. Однако параллельно на соседних 1-й Тверской-Ямской и Лесной продолжается снятие инфраструктуры общественного транспорта - троллейбусов. А ведь экологичный транспорт на Тверской Заставе мог быть представлен не только одной тупиковой линией трамвая. К тому же надо помнить, что история троллейбуса в городе начиналась как раз с линии от Белорусского вокзала к «Соколу». Москва до недавнего времени была троллейбусной столицей мира. Возвращать Москву москвичам и при этом перепрофилировать то, что работало в одной сфере почти полтора века, - странно».