Нижегородский раскол. Вниз по Керженцу: старообрядческие скиты Староверы нижегородской

Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола - инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум - оба были выходцами с нижегородской земли.

Оказавшись вне сферы влияния официальной православной церкви, приверженцы «старой веры» быстро распались на различные направления и течения («толки», как тогда говорили). Самое главное различие было между «поповским» и «беспоповским» толком. Различие заключалось в том, что первые признавали чин священства и монашества, вторые - не признавали и в их общинах главными были не священники, и выборные лица из числа мирян. В свою очередь от этих толков отпочковались другие направления и секты. Что касается Нижегородского края, то нижегородские старообрядцы в большинстве своем принадлежали к «поповщине» и признавали священников и монахов. Именно об этих старообрядцах в основном и пойдет речь.
В конце 17 века, спасаясь от преследований, нижегородские раскольники уходили в глухие леса, за Волгу, где ставили свои скиты (объединение нескольких старообрядческих обителей-монастырей). Особенно много их поселилось на берегах реки Керженец.

Река Керженец

С тех самых пор староверов в Нижегородском крае стали называть «кержаками», а слово «кержачить» стало означать «придерживаться старой веры». Жили кержаки по разному: относительно мирные времена сменялись на периоды жестоких репрессий. Особенно сильными преследования были в то время, когда епископом Нижегородским был назначен Питирим. При нем начался знаменитый «разгон» Керженца или

Питиримово раззорение

Питирим был сначала раскольником, православие принял уже в зрелом возрасте и делом всей своей жизни почитал борьбу с расколом. В 1719 году он был назначен епископом Нижегородским и Алатырским и в своем «доношении» царю Петру предложил целую систему мер против раскольников. Петр был человеком, глубоко равнодушным к чисто религиозным вопросам, но любить раскольников у него не было причин: они участвовали в стрелецких бунтах, которые омрачили детство и юность Петра, и, кроме того, были самыми ярыми критиками и противниками петровских нововведений. Немалую роль сыграл и меркантильный момент: с раскольников предлагалось брать двойной подушный оклад, от чего казна государева немало бы выиграла. Царь одобрил все начинания Питирима, и велел нижегородскому губернатору Ю.А.Ржевскому оказывать ему всевозможную помощь.
Начались массовые преследования старообрядцев. С 1718 по 1725 гг. в нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тысяч человек; из них до 9 тысяч приняли православие; часть записалась в двойной оклад, так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч человек около 18 тысяч рублей; упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В леса посылались воинские команды, которые силой выгоняли из скитов раскольников, а сами скиты уничтожали. Одним из способов противостояния произволу церковных и гражданских властей были самосожжения - когда раскольники, священники и миряне с женами и детьми, запирались в каком-то здании, чаще всего в деревянной церкви, и поджигали сами себя. Несколько таких случаев было зафиксировано и на территории Нижегородского края.
Но более распространенными были побеги, когда раскольники снимались со своих насиженных мест и бежали куда глаза глядят, чаще всего в Сибирь, куда они и принесли свое прозвание. Поэтому до сих пор в Сибири раскольников называют «кержаками» - слишком много выходцев с Керженца переселилось туда в начале 18 века.

Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим

После смерти Питирима (1738 г.) преследований раскольников стало меньше. В этот период в Нижегородское Поволжье устремляются миграционные старообрядческие потоки с Урала, из Сибири и других регионов. Возвращаются не только те, кто раньше проживал здесь и был вынужден оставить родные края из-за репрессий Питирима, но сюда направляются соратники «старой веры» и из других районов страны. В данных условиях происходит возрождение старообрядческих скитов в Заволжье. Самыми значительными скитами считались Комаровский, Оленевский, Улангерский, Шарпанский. Все эти скиты упоминаются в романах «В лесах» и «На горах», а самый знаменитый и богатый Комаровский скит является одним из мест действий романа. Игуменья одной из обителей Комаровского скита мать Манефа выступает как одна из героинь романа.
Жили раскольничьи монахи и монахини в основном за счет подаяний местных раскольников, но больше всего - за счет немалой денежной помощи богатых «благодетелей» из числа купцов-старообрядцев: как нижегородцев, так и из других городов. Кроме того, монахи и монахини собирали подаяние и на Макарьевской ярмарке, которая проходила летом в Нижнем Новгороде, и на всевозможных празднествах, которые устраивали старообрядцы. Одним из самых заметных было празднование иконы Владимирской Божьей Матери. Совершалось оно ежегодно на берегах озера Светлояр, с которым неразрывно было связано

Сказание о невидимом граде Китеже

Озеро Светлояр - это место святое, особо почитаемое нижегородскими раскольниками. С его историей связана поэтичная легенда о чудесном погружении в его воды града Великого Китежа, не пожелавшего сдаваться Батыевому войску. "Когда войска Батыевы подошли к большому граду Китежу, старцы праведные обратились с молитвой к Царице Небесной, взывая о помощи. Вдруг божественный свет озарил всех страждующих, и Матерь Божия спустилась с небес, держа в руках чудодейственный покров, который и сокрыл град Китеж". "Цел тот град до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, узорчатыми теремами и каменными палатами. Цел град, но не видим." И только слышится на озере праведным звон китежских колоколов.
Собираясь у берегов озера, старообрядцы устраивали что-то вроде «всенощного бдения»: молились, читали выдержки из древних сказаний о граде Китеже. А на заре начинали прислушиваться и приглядываться: было и до сих пор существует поверье, что в рассветные часы самым праведным может послышаться звон китежских колоколов и можно увидеть в чистых водах озера отражение золотых куполов церквей невидимого града. Это почиталось знаком особой благодати и милости Божьей.

Озеро Светлояр с высоты птичьего полета

Вся эта «китежская легенда» дошла до нас в старообрядческих переработках-пересказах 17-18 веков. Это «Книга глаголемая летописец», вторую часть которой составляет сказание «О граде сокровенном Китеже».
Благодаря старообрядцам сохранилось огромное множество первопечатных и рукописных старинных книг, которые после введения никоновских «новшеств» признавались еретическими и подлежали уничтожению. Немалой была заслуга старообрядцев и в сохранении предметов древнерусского обихода. Больше всего таких предметов, конечно, сохранялось в богатых боярских и дворянских семьях, но именно представители высшего сословия в послепетровскую эпоху быстрее всех растратили дедовское наследие. Старинные братины, ковши и чаши; расшитые драгоценными камнями женские и мужские уборы; древнее оружие, а порою и богатые ризы с икон - все это безжалостно отдавалось в переплавку и переделку «просвещенными» дворянами, чтобы поскорее приобрести себе предметы новомодной роскоши. Когда в середине 19 века возник интерес к древнерусскому наследию, то оказалось, что у знатных дворянских родов, предки которых поминались во всех русских летописях, ни посмотреть, ни изучить нечего. Зато у старообрядцев в закромах находились немалые сокровища русской культуры допетровского времени.
Что касается озера Светлояр, то праздники там проводятся и в наши дни, но участие в них принимают не только старообрядцы, но и православные, и баптисты, и даже представители нехристианских конфессий: такие как дзен-буддисты и кришнаиты. И это совсем не удивительно: в красоте Светлоярского озера есть что-то удивительное и завораживающее. Откуда оно взялось - глубокое и прозрачное - в этом совсем не озерном краю, где в глубине лесов лишь болота со ржавой водой, да крохотные камышовые старицы лесных мелких речушек? Об этом до сих пор спорят нижегородские краеведы и геологи. А само Светлояр-озеро молчит, упрямо, по-кержацки, молчит...


Невидимый град Китеж

Но даже с учетом щедрых сборов подаяний на различных празднествах, подобных Светлоярскому, старообрядческим обителям все равно приходилось жить скудновато. А рука богатых «благодетелей» с каждым годом становилась все менее щедрой. Старики умирали, а молодые становились «некрепки в вере»: начинали брить бороды, носить «немецкое» платье, курить табак. Обители беднели и скудели. Таковой была, например, судьба обители Бояркиных в Комаровском скиту (обитель была основана в сер.18 века княжной Болховской из знатного боярского рода - отсюда ее название) или Манефиной обители в том же Комаровском скиту. Манефина обитель (иначе Осокина обитель) была названа по имени ее основательницы - игуменьи Манефы Старой из богатого купеческого рода Осокиных, которые проживали в городе Балахне Нижегородской губернии. В начале 19 века купцы Осокины получают дворянское звание и принимают православие. Помощь от них обители прекратилась, обитель обеднела, «рассохлась» и получила новое название - обитель Рассохиных.
Очень мощный удар по нижегородскому, да и всему российскому старообрядству нанесло компромиссное течение, которое пошло на соглашение с официальной православной церковью

Единоверие. Австрийское священство

Единоверие возникло в конце 18 века и представляло собой нечто вроде компромисса между православием и старообрядчеством «поповского» толка. Единоверие сразу же получило мощную поддержку как гражданских, так и церковных властей Российской империи - они поняли, насколько эффективным может быть это течение в борьбе с расколом. Старообрядцам, упрямо приверженным старым церковным обычаям, разрешалось молиться по своим канонам, но одновременно они ставились под жесткий контроль государства и православной церкви. В начале-середине 19 века некоторые староверские скиты и обители Нижегородского края переходят в единоверие.

Малиновский скит в 19 веке

Это еще более укрепило «ревнителей» старой веры в их стремлении сохранить верность «древлему благочестию». Старообрядческие общины всех уголков России стараются сблизиться, объединиться в преддверии неизбежных и нерадостных для них перемен. В 40-х годах 19 века они даже решают выбрать своего епископа, а потом и митрополита. С этой целью их взоры обратились к собратьям по вере, проживающим за рубежами Российской империи. Издавна беглые из России раскольники поселились на территории Австрийской империи в Белой Кринице (теперь это территория Украины) и учредили там свою епархию. Именно оттуда российские раскольники «поповского» толка и решили взять себе епископа. Сношения раскольников с Белой Криницей велись по всем законам детективного жанра: сначала тайная переписка, потом прямые сношения, сопровождавшиеся незаконными переходами границы с обеих сторон.
Известие о том, что российские раскольники желают установить у себя «австрийское священство» всполошило все тогдашние российские власти. Это была не шутка для николаевской России, где все должны были ходить строем и общественные дела начинать только с разрешения начальства. Времена были тревожные: в Европе шло революционное брожение, вскоре разразившееся революциями 1848 года, обострялись отношения с Турцией и европейскими соседями, близилась Крымская война. И тут вдруг известие, что подданные Российской империи, да не какие-нибудь, а подозрительные властям раскольники имеют прямые и незаконные сношения с иностранным государством. Российские власти опасались, что в случае военного конфликта с Австрией 5 миллионов российских раскольников могут сыграть роль «пятой колонны». Это была конечно неправда, но тогдашние власти Российской империи во всем видели «крамолу».
Русские старообрядцы, особенно те, что проживали в скитах, давно были на дурном счету у начальства, и не только за то, что не признавали официальной церкви. В старообрядческих скитах не мало скрывалось «государственных преступников» (например, участников пугачевского мятежа) и беглых крепостных крестьян. Все они жили без документов, без паспортов и полиция регулярно делала набеги на скиты с целью выявить и арестовать «беспаспортных».
Попытка учредить «австрийское священство» переполнило чашу терпения российских властей. Они решают, что пора приступить к искоренению и «выгонке» раскольничьих скитов и начинают действовать в этом направлении в 1849 г. В «выгонке» нижегородских скитов самое активное участие принял молодой чиновник особых поручений министерства внутренних дел по делам раскола -

Мельников Павел Иванович (1818-1883)

Родился он в небогатой нижегородской дворянской семье. Был крупным знатоком раскола, что не мешало ему активно и жестко принимать участие в искоренении старообрядчества. Первым делом в 1849 г. начали изымать из раскольничьих скитов чудотворные иконы. И это недаром! Самая почитаемая из этих икон - чудотворный образ Казанской Божьей Матери - хранился в Шарпанском скиту. С ней у керженских раскольников было связано крепкое поверье - как только она будет изъята, то это будет означать конец керженских скитов.
Действия чиновника Мельникова выразительно описал писатель Андрей Печерский:

Цитата:

«Опытный в делах подобного рода, петербургский чиновник, войдя в шарпанскую моленную, приказал затушить все свечи. Когда приказание его было исполнено, свет лампады, стоявшей пред образом Казанской Богородицы, обозначился. Взяв его на руки, обратился он к игуменье и немногим бывшим в часовне старицам со словами:
– Молитесь святой иконе в последний раз.
И увез ее.
Как громом поразило жителей Керженца и Чернораменья, когда узнали они, что нет более соловецкой иконы в шарпанской обители. Плачу и воплям конца не было, но это еще не все, не тем дело кончилось.
Из Шарпана петербургский чиновник немедленно поехал в Комаров. Там в обители Глафириных издавна находилась икона Николая Чудотворца, также почитаемая старообрядцами чудотворною. Он ее взял точно так же, как и соловецкую из Шарпана. Страха и ужаса еще больше стало в обителях керженских и чернораменских, там все считали для себя поконченным. Петербургский чиновник исполнил обещание...: соловецкая икона была перенесена в керженский Благовещенский монастырь (единоверческий), а икона Николая Чудотворца – в незадолго пред тем обратившийся к единоверию скит осиповский. После того, объехав все скиты и обители, петербургский чиновник воротился в свое место.»

В 1853 г. император Николай издает указ, где судьба раскольничьих скитов была окончательно решена. Опять слово писателю Андрею Печерскому:

Цитата:

«Вскоре от высшего начальства из Петербурга вышло такое решение о скитах: им дозволено было оставаться по-прежнему только на полгода, после этого времени они все непременно должны быть совершенно порушены; тем из скитских матерей, что приписаны были к обителям по последней ревизии, дозволено было оставаться на их местах, но со значительным уменьшением их строений. Тем из обительских матерей, что приписаны были по ревизии к разным городам и селениям, велено было иметь там всегдашнее пребывание без кратковременной даже отлучки в скиты и другие места.
Все это исполнить было возложено на местную полицию, и сам исправник несколько раз объезжал для того скиты... Сколько ни приказывал исправник крестьянам Ронжина и Елфимова ломать обительские строения, никто из них не прикоснулся к ним, считая то великим грехом. Особенно комаровские часовни были для них неприкосновенны и святы... Сколько ни бился исправник, увидел наконец, что тут ничего не поделаешь, и потому собрал понятых, преимущественно из православных. Они мигом приступили к работе. Когда были снесены кровли с Манефиной обители, считавшейся изо всех скитов самою главною, стоном застонали голоса...
Так пали около двухсот лет стоявшие обители керженские и чернораменские. Соседние мужики сначала хоть и не решались поднять руки на часовни и кельи, через несколько времени воспользовались-таки дешевым лесом для своих построек: за бесценок скупили скитские строения. Вскоре ото всех скитов и следов не осталось. Были оставлены на своих местах только приписанные к ним по ревизии, и каждой жительнице отведено было по просторной келье, но таких приписанных по всем скитам осталось не больше восьмидесяти старых старух, а прежде всех обительских жителей было без малого тысяча. Опустели и Керженец и Чернораменье.
Через некоторое время местному губернатору вместе с другим петербургским чиновником велено было осмотреть все скиты. Они нашли всюду полное запустение.»

Многие, наверное, уже догадались, что чиновник Мельников и писатель Андрей Печерский - это одно и то же лицо. Как же получилось, что ярый противник раскола стал его певцом в своих будущих книгах?
В 40-начале 50-х годов П.И.Мельников разделял официальную точку зрения на старообрядцев. Его тоже беспокоило создание раскольничьей епархии в Белой Кринице. В своем «Отчете о современном состоянии раскола в Нижегордской губернии» 1854 года Мельников крайне отрицательно отзывался о раскольниках. Оценивал их как деструктивную силу, не способствующую крепости Российской империи; поминал им и участие в мятежах Степана Разина и Кондратия Булавина, и в стрелецких бунтах, и в пугачевском восстании (да и сам Пугачев со своими сообщниками были раскольниками). В те же годы он начинает и свою литературную деятельность; в ряде рассказов и повестей он пишет и о раскольниках, и везде они изображаются у него как сборище религиозных фанатиков и изуверов.
Но в середине 50-х годов с воцарением Александра II задули либеральные ветры. Гонения на раскольников прекратились. Кроме того, белокриницкую епархию признали не многие российские раскольники, а в 1863 году они даже окончательно порвали с ней и возвели в сан митрополита своего архиепископа Антония. В своей записке о расколе 1864 года Мельников уже сильно смягчает свои прежние взгляды на раскол. Ему начинает импонировать в раскольниках их приверженность всему старинному и исконно русскому. Еще позже в 1866 году в письме министерству внутренних дел Мельников уже пишет: «Среда раскольников, несмотря на религиозные ее заблуждения, имеет в себе немало хороших сторон... Образованное старообрядчество внесет в нашу жизнь «новые» элементы, или, лучше сказать «старые», забытые нами от наплыва западных понятий и обычаев...» И даже заявляет в конце: «А главный оплот будущего России все таки вижу в старообрядцах».
В те же годы он начинает работу над главным трудом своей жизни - дилогией «В лесах» и «На горах», которая воистину стала памятником нижегородским староверам. Его любимый герой - Патап Максимыч Чепурин - воплотил в себе все лучшие черты старообрядческого предпринимателя, вышедшего из низов: ум и деловую сметку, несокрушимую честность, отсутствие крайнего религиозного фанатизма, и при этом - крепкую приверженность к исконно русским устоям и обычаям.
Кроме того, Мельников-Печерский вошел навсегда в историю Нижегородской земли, как один из зачинателей научного краеведения. В его наследии можно найти статьи о выдающихся нижегородцах - Кулибине и Аввакуме, о великом княжестве Нижегородском, работы о городах Нижегородского края и о деятельности Макарьевской ярмарки.
Таким он и остался в памяти нижегородцев - жестокий администратор, разрушавший стены скитских срубов и устои старого Керженца, чье имя проклинали нижегородские староверы и пугали им детей в заволжских селениях. И одновременно - бережный хранитель старинного языка и памяти, воздвигший в своих романах возвышенный и одухотворенный памятник кержацкой Руси.

Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский)

А что же со скитами, порушенными стараниями П.И.Мельникова и полицейского начальства?Некоторые из них позже возродились на своих местах, как известный Комаровский скит. Другие возникли на новых местах под старым названием - как Шарпанский скит, ставший называться Новым Шарпаном. Но большинство так и остались заброшенными и не поднялись больше никогда. Время и естественный ход событий все больше подтачивали «старые устои» - старые монахи и монахини умирали, а новых на их место приходило мало или не приходило вовсе. Дольше всех продержался самый известный Комаровский скит, его расселение происходило уже в 1928 году при Советской власти

Комаровский скит в 1897 году

В это время старообрядцы продолжали жить в городах и деревнях Нижегородского края, исповедовать свою веру, но в глазах новой власти они уже не считались чем-то особенным и сравнялись с основной массой верующих. Их гонители «никониане» сами оказались на положении гонимых, советские чиновники и к тем, и к другим относились одинаково подозрительно.


Нижегородское старообрядчество в наши дни

90-е годы прошлого века справедливо называются временем религиозного возрождения в России и на всем постсоветском пространстве. Не остались в стороне от этого процесса и нижегородские раскольники. Возникли новые приходы, кое-где были воздвигнуты новые старообрядческие храмы.

Успенская древлеправославная церковь в г.Городце

При Успенской древлеправославной церкви в г.Городце действует воскресная школа для детей старообрядцев.

Ученицы воскресной школы при Успенской церкви

Сейчас на территории Нижегородской области проживает несколько десятков тысяч старообрядцев, как поповцев, так и беспоповцев. Главные организационные структуры поповцев - Русская православная старообрядческая церковь и Русская Древлеправославная церковь; беспоповцев - Древлеправославная Поморская Церковь.
В Н.Новгороде с 1995 года издается газета «Старообрядецъ. Газета для старообрядцев всех согласий», помещающая на своих страницах как историко-краеведческие материалы, так и информационные заметки, посвященные жизни основных старообрядческих согласий.
Кроме того, нижегородские старообрядцы продолжают собираться на своих праздниках в дорогих для их памяти местах Нижегородской земли:

у озера Светлояр

у надгробия игуменьи Комаровского скита Манефы

у старинного креста, который стоит на том месте, где прежде был Комаровский скит

и во многих других местах, где оживают давние образы легендарного заволжского края - образы китежской Руси.
Напоследок, история, тесно связанная с темой нижегородского старообрядства. Есть в романе Мельникова-Печерского и в сериале, созданном «по мотивам» его книги, такой персонаж - Фленушка, незаконная дочь игуменьи Манефы. Фленушка и купец Петр Данилович Самоквасов знакомы три года и все три года влюбленный Самоквасов уговаривает ее выйти за него замуж. Ее мать игуменья Манефа так же усердно уговаривает ее постричься в монахини. Фленушка соглашается на последнюю встречу с возлюбленным и там отдается ему - в первый и единственный раз. Теперь он уже не просит, а требует, чтобы она вышла за него замуж: надо же такое венцом покрыть. Фленушка отсылает его на три дня, обещая за это время собраться и уехать с ним. И вот Петр Степанович возвращается:

Цитата:

«Пошел, но только что вступил в обительскую ограду, глядит – расходятся все из келарни. Вот и Манефа, рядом с ней идет Марья головщица, еще две белицы, казначея Таифа, сзади всех новая мать.
«Они теперь у Манефы все будут сидеть, а я к ней, к моей невесте!..» – подумал Петр Степаныч и бойко пошел к заднему крыльцу игуменьиной стаи, что ставлено возле Фленушкиных горниц.
Быстрым движеньем двери настежь он распахнул. Перед ним Таифа.
– Нельзя, благодетель, нельзя! – шепчет она, тревожно махая руками и не пуская в келью Самоквасова. – Да вам кого?.. Матушку Манефу?
– К Флене Васильевне, – молвил он.
– Нет здесь никакой Флены Васильевны, – ответила Таифа.
– Как? – спросил как снег побелевший Петр Степаныч.
– Здесь мать Филагрия пребывает, – сказала Таифа.
– Филагрия, Филагрия! – шепчет Петр Степаныч.
Замутилось в очах его, и тяжело опустился он на стоявшую вдоль стены лавку.
Вдруг распахнулась дверь из боковуши. Недвижно стоит величавая, строгая мать Филагрия в черном венце и в мантии. Креповая наметка назад закинута…
Ринулся к ней Петр Степаныч…
– Фленушка! – вскрикнул он отчаянным голосом.
Как стрела, выпрямилась станом мать Филагрия. Сдвинулись соболиные брови, искрометным огнем сверкнули гневные очи. Как есть мать Манефа.
Медленно протянула она вперед руку и твердо, властно сказала:
– Отыди от мене, сатано!..

А на ярманке гусли гудят, у Макарья наигрывают, развеселое там житье, ни тоски нету, ни горюшка, и не знают там кручинушки!
Туда, в этот омут ринулся с отчаянья Петр Степаныч.»


М.Нестеров "Великий постриг"

И вот какой, уже чисто исторический материал, есть я в книге Льва Аннинского «Три еретика»:

«Я не удивился, когда в журнале «Русская старина» за 1887 год раскопал историю прототипов, с которых писана любовь Фленушки и Самоквасова. Нет, «забубённым гулянием», в котором утопил добрый молодец «горюшко-кручинушку», там не обошлось. В жизни-то Самоквасов иначе расстался с матерью Филагрией: он ее убил, труп запер, послушницам, уходя, сказал, что игуменья спит: не приказала-де беспокоить. Час спустя послушницы все-таки обеспокоились, взломали дверь и увидели игуменью, привязанную косой к самоварному крану и с ног до головы ошпаренную: она умерла от ожогов, не издав ни звука. Следствия не было: во избежание скандала, раскольницы дали кому следует «решето жемчуга», – и сошла в могилу мать Филагрия, она же огневая Фленушка, так же, как сходит в межу сорная трава, выполотая с огорода, – беззвучно и безропотно.»

Мельников-Печерский, досконально знавший историю нижегородских раскольничьих скитов, вполне мог слышать эту историю, и переделав ее, вставить в свой роман, убрав самый жестокий момент - страшное убийство раскольничьей игуменьи прежним любовником, которого она бросила, чтобы постричься в монахини. А то, что дело замяли - тоже не удивительно. Раскольники пуще смерти боялись всяких контактов с полицией, а тут такое жестокое убийство: дело могло дойти и до «разгонки» скита, а это им было без надобности.

Нижегородский раскол

Памятник патриарху Никону в г.Саранске.Хотя родился он в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время - Перевозский район Нижегородской области). То есть памятник ему поставили все-таки по этнической принадлежности,а не по месту рождения.

Никон (в миру Никита Минов), родился 3 июня 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район Нижегородской области). Патриарх, политический и церковный деятель.

Уже в 19 лет стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих детей, их было трое, окончательно ушел из мира. С 1635 года нашел успокоение в стенах Соловецкого монастыря, где принял постриг. В 1643 году становится иугеменем Кожеозерской обители.

В 1646 году Никон был представлен царю Алексею Михайловичу, и снискал его благосклонное внимание. После этого был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Пользуясь неограниченным доверием государя, нашел максимальные возможности для воплощения своих идей, как религиозных, так и политических.В 1648 году став митрополитом Новгородским, способствовал подавлению бунта в 1652 году. В том же году был избран новым всероссийским святителем.

С весны 1653 года патриарх Никон преступил к реформам, его жестокая и непримеримая позиция привела к расколу церкви, а затем к противостоянию с царем.

Никон объявил о том,что оставляет патриаршество и в 1658 году удалилися в Новый Иерусалим. В 1664 году Никон предпринимает попытку вернутся в Москву, но его отправляют обртано.

Собор 1667-1668 годов подтвердил никоновские реформы, в то же время снял с Никона патриарший сан. Никон был сослан под надзор в Ферапонтов монастрь, затем переведен в Кирилло-Белозерский.

Вернутся в Москву разрешено было бывшему патриарху лишь в 1681 году, при новом царе Федоре Алексеевиче, так же велись разговоры и о восстановлении сана.

Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 (27) июля 1681, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Памятник старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму, открытый 5 июня 1991 г. на его родине в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. 30 июля 2009 года. (Фот. Борисова Л. К.)

Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола.

В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как осквернение церкви, предсказывает близкое пришествие антихриста, проповедует бегство из мира и самосожжение. Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре.

1 слайд

Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».

2 слайд

Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).

3 слайд

3. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. 4. В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.

4 слайд

Идеологи противоборствующих сторон ПАТРИАРХ НИКОН ПРОТОПОП АВВАКУМ ЕПИСКОП ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ

5 слайд

Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей - мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.

6 слайд

7 слайд

При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

8 слайд

9 слайд

Старообрядцы нижегородского края Старообрядецы федосеевского согласия (с.Тонково)

10 слайд

Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники:наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»

11 слайд

Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.


Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: 1.Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. 2.Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).






Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.



При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.






Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники:наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»


Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.


Беглопоповское (новозыбковское) согласие. Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства истинная церковь существовать не может. Из-за отсутствия старообрядческих епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром»(Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Миропомазанием называют христианское таинство - обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати), освящённым ещё при патриархе Иосифе.

Старообрядцы на территории Нижегородской епархии

С момента возникновения раскола пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли, и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу она и была учреждена здесь в 1672 г.
Первый митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет (1672–1686 гг.), выступал на Соборе против Никиты Пустосвята и др. раскольников, во все продолжение управления епархией деятельно заботился об искоренении раскола, но поскольку не хватало ученого духовенства и сам Филарет был часто в отъезде в столице, раскол процветал. Павел I (1686–1696 гг.) также не преуспел в борьбе с расколом. Трифилий (Инихов) был восприемником Александру Строганову, а Строгановы симпатизировали старообрядчеству. Исаия (1699–1707 гг.) «привержен был к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам» сам. Сильвестр (Волынский) (1708–1719 гг.) поставлен был на Нижегородскую кафедру «с условием печься об искоренении раскола, но старался более о построении церквей». В общем, до Питирима обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. По фольклору – «надежное и уютное прибежище». Керженец – «столица» старообрядчества, сюда писали не только из Москвы, Поморья и Сибири, но и из-за границы. Здесь собирались соборы Керженских старцев, имевшие авторитет для всех старообрядцев. При Питириме (1719–1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, но это годы репрессий против старообрядцев как идеологов «старины»: у Питирима было право казнить и лишать имущества крамольников .
Для обращенных из раскола Питирим учредил монастыри – мужской Кержебельмяшский и женские Бельмяшский (1708 г.) и Рождественский на р. Санахте (еще будучи сам официально строителем Переяславского Никольского монастыря, на деле – агентом Петра I по розыску против раскола). В 1716 г. был обмен вопросами о Православной вере с Керженскими старцами: Питирим направил им 130 вопросов, старообрядцы – 240 вопросов в ответ.
В 1719 г. в с. Пафнутово Балахнинского уезда было его собеседование с раскольниками, где он официально победил. Возил старца Варсонофия и диакона Александра в Москву представлять царю как обращенных. Труд Питирима «Пращица противу вопросов раскольнических» в 1721 г. был разослан по всем епархиям.
Официально при Питириме из 367 790 жителей Нижегородской епархии раскольников насчитывалось только 7269 человек, из 94 раскольничьих скитов осталось только 2 – в Оленеве и в Шарпане. Но после смерти Питирима ставленники его – приходские священники – не имели возможности указывать в отчетах старообрядцев, т.к. жить в селах им было бы невозможно. Большинство священников своим прихожанам сами сочувствовали, и писали, что те все ходят в церковь.
При Екатерине II законодательство Петра I в отношении старообрядцев было пересмотрено (что видно из выписок постановлений о раскольниках).
Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798–1811 гг.) позволил старообрядцам совершать богослужение в Духовской церкви (1798 г.), бывшей монастырской. А в 1801 г. старообрядцам велено иметь церковь и особых священников, рукоположенных Вениамином, и отправлять богослужение по старопечатным книгам. (Предпринимались попытки обращения старообрядцев в единоверие).
При Николае I политика в отношении старообрядцев ужесточилась. Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский (1827–1832 гг.) обратил несколько тысяч раскольников в Православие.
По данным Нижегородского архива, после закона о свободе совести от 17 октября 1906 г. число старообрядцев резко возросло. В 1910 г. насчитывалось 57632 тыс. душ. (Белокриницкого священства – 17763 души; приемлющих священство от Господствующей церкви – 6 526 душ; Спасова согласия – 15 188 душ; поморцев – 13 611 душ; беспоповцев-самокрестов – 4 519 душ; молокан – 606 душ; штупристов – 147 душ; пашковцев – 16 душ; бытийных самокрестов – 35 душ).
Официально зарегистрированы в 1910 г. были 85 общин (25 общин Белокриницкого священства, 26 – Спасова согласия; 22 – поморско-брачного согласия; 6 – беспоповцев-самокрестов и 3 общины – приемлющих священство от Господствующей церкви).
По сведениям, данным полицмейстером г. Н. Новгорода, в 1909 г. в г. Н. Новгороде было три старообрядческие общины:
1. Поморского законно-брачного согласия , имевшая молитвенный дом на Телячьей улице в доме Шульпина, быв. Хвальковского. 139 человек. Настоятель – П. С. Шульпин.
2. Белокриницкого священства , имевшая два молитвенного дома: на Ильинке в доме Сироткина и в доме Карповой в фабричной слободе (домовая). В первом доме проживал старообрядческий епископ Иннокентий, в ведение которого входили Нижегородская и Костромская губернии с 55 священниками и 25 общинами. 112 человек в общине. Настоятель – Г. А. Спирин.
3. Никольская приемлющая священство , переходящее от Господствующей церкви. Имела кладбище, т.н. «Бугровское» за монастырем, близ Марьиной рощи, и на нем 2 храма, кроме этого при доме Бугрова на Нижнем Базаре у Н.А. Бугрова – домовая моленная. 51 человек. Настоятель – Ф. А. Петрин.
Всего церквей и моленных домов – шесть и одно кладбище с общежитием.
В доме Сироткина на Ильинке ежегодно бывали съезды (в августе месяце):
1. Епархиальный старообрядческий, собираемый по распоряжению епископа для обсуждения экономических и просветительско-религиозных вопросов;
2. Всероссийский, преимущественно из уполномоченных общин, на котором обсуждались экономические вопросы всех старообрядцев. (ЦАНО, Ф. 5. оп. 50, д. 10644, л. 56-57).
В 1910 г. – «по примеру прошлых лет» – проводились противораскольнические собеседования в одном из храмов Благовещенского монастыря с 1 по 22 августа, в дни Ярмарки, на которую традиционно прибывало множество старообрядцев (ЦАНО, Ф. 1025, оп. 2271, д. 1, л. 214-214 об.).
Противораскольнические собеседования проводили священники г. Н. Новгорода по особо составленному расписанию. Но были и штатные епархиальные и уездные противораскольнические миссионеры: Г.И. Великанов, В. Костров, П. Г. Савельев (уездный).
В 1916 г. общин старообрядцев стало 97. Старообрядцы имели 121 молитвенное здание, 1 монастырь белокриницкого священства (из 4-х иноков и 4-х послушников) и при Нижегородской Никольской общине – общежитие монахинь. Общине принадлежали богадельни (Белокриницкой и приемлющих священство) и 5 школ. С 1905 г. старообрядцы имели право обучать своих детей Закону Божию у начетчиков своего толка.

Список старообрядческих общин Нижегородской губернии на 1916 г.
I. Ардатовский уезд – 2 общины:
Обе – с. Личадеево, «Спасова согласия»

II. Арзамасский уезд – 6 общин:
- с. Чернуха – «Белокриницкой иерархии» – 2 общины
- с. Собакино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Тумановов – «Спасова согласия»
- с. Ковакса – «Белокриницкой иерархии»
- с. Костянка – «Спасова согласия»

III. Балахнинский уезд – 9 общин:
- д. Остапово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Городец – приемлющие священство от Господствующей церкви переходящее
- д. Кузьмина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Гнилицы – «Беспоповцев самокрестов»
- с. Городец – «Белокриницкой иерархии»
- д. Климстино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви»
- с. Сормово – «Поморского брачного согласия»

IV. Васильский уезд – 10 общин:
- д. Огнево-Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Поморского согласия»
- с. Елховка – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новый Усад – 2 общины «Поморского брачного согласия»
- с. Антоново – «Поморского брачного согласия»
- д. Турбанка – «Поморского согласия»
- д. Огнево-Майдан – «Поморского брачного согласия»
- с. Белавка – «Спасова согласия»
- с. Чугуново – «Спасова согласия»
Ф. 61, оп. 316, д. 1006, лл. 15 – 18.

V. Горбатовский уезд – 17 общин:
- с. Ворсма – «Спасова согласия»
- г. Горбатов и его окрестности – «Белокриницкой иерархии»
- д. Б. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. М. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. Богданова – «Спасова согласия»
- д. Венец – «Спасова согласия»
- д. Натальино – «Спасова согласия»
- с. Мартово – «Белокриницкой иерархии»
- д. Окулово – «Поморского брачного согласия»
- д. Степурино – «Спасова согласия»
- с. Бочиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Хвощевка – «Спасова согласия»
- д. Шишова – «Спасова согласия»
- д. Масленка – «Спасова согласия»
- д. Рыльково – «Спасова согласия»
- д. Панино – «Спасова согласия»
- с. Озерищи – «Спасова согласия»

VI. Княгининский уезд – 10 общин:
- с. Картмазовка – «Поморского брачного согласия»
- с. Бокалды – «Поморского брачного согласия»
- с. Конышево – «Спасова согласия»
- с. Богохранимое – «Поморского брачного согласия»
- с. Б. Мурашкино – «Белокриницкой иерархии»
- д. Коноплянка – «Безпоповцев самокрестов»
- с. Ичалки – «Спасова согласия»
- с. Рождествено – «Поморского брачного согласия»
- д. Княж-Павлово – «Поморского законно-брачного согласия»
- с. Кремницкое – «Самокрещенского брачного согласия»

VII. Лукояновский уезд – 12 общин:
- с. Б. Маресево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Языковка – «Спасова согласия»
- с. Кемля – «Спасова согласия»
- д. Ташкина – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Спасова согласия»
- с. Байково – «Поморского брачного согласия»
- с. Средние Пичингуши – «Спасова согласия»
- с. Акаево – «Поморского брачного согласия»
- с. Оброчное – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Качкурово – «Спасова согласия»
- с. Саитовка – «Спасова согласия»

VIII. Макарьевский уезд – 8 общин:
- д. Будилиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Борок – «Поморского брачного согласия»
- д. Красный Яр – «Белокриницкой иерархии»
- д. Ачутино – «Поморского брачного согласия»
- с. Разнежье – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кременки – «Поморского брачного согласия»
- с. Асташиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Великомское – «Поморского брачного согласия»

IХ. Нижегородский уезд – 17 общин:
- с. Сохтанка – «Спасова согласия»
- д. Шерменево – «Спасова согласия»
- д. Каменки – «Спасова согласия»
- д. Гари – «Поморского брачного согласия»
- д. Гремячка – «Спасова согласия»
- с. Спирина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Калейниково – «Самокресты»
- с. Безввозное – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новоликеево – «Спасова согласия»
- д. Михальчиково – «Поморского брачного согласия»
- с. Мокрое – «Поморского брачного согласия»
- д. Водолейка – «Поморцы-самокресты»
- д. Мокрая – «Спасова согласия»
- д. Ельня – «Поморского брачного согласия»
- д. Цедень – «Белокриницкой иерархии»
- д. Утечина – «Поморского брачного согласия»
- д. Чачлово – «Поморского брачного согласия»

Х. Семеновский уезд – 8 общин:
- д. Елесино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Кошелево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кондратьево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Якимиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Наумово – «Поморского брачного согласия»
- г. Семенов – «Приемлющих священство»
- д. Понаво – «Белокриницкой иерархии»
- д. Быстрья – «Белокриницкой иерархии»

ХII. Сергачский уезд – 5 общин:
- д. Мокрый Майдан – «Спасова согласия»
- с. Толбы – «Безпоповцы»
- с. М. Ключево – «Безпоповцы»
- с. Смирново – «Спасова согласия»
- д. Шерстино – «Спасова согласия»

В 1918 г. «по материальной необеспеченности» миссионеры «в самую трудную для церкви минуту поступили на приходы».
В 1922 г. был создан Старообрядческий союз.
В 1929 г. в Н. Новгороде было 6 старообрядческих церквей и 2 молельни:
1. В 1925 г. бывшая часовня Мало-Пицкого монастыря была передана Никольской общине старообрядцев, и на углу улиц Грибоедова и Полевой появилась старообрядческая церковь (в 1929 г. «по просьбе трудящихся» она тоже была закрыта).
2. Успенская старообрядческая церковь (1923–1935 гг.).
3. Бугровский скит на кладбище (был закрыт в 1930 г., Вознесенская церковь была отдана под туберкулезную колонию).
4. Церковь б. Сироткина на Жуковской улице.
5. Молитвенный дом на Гоголевской улице Куйбышевского района (закрыт в1938 г.).
6. Молитвенный дом в Автозаводском районе (ликвидирован в 1938).
В 1935 г. на 125 старообрядческих обществ и 47 групп края было 65 молитвенных зданий.
По данным ЦАНО, в 1937–38 гг. были арестованы и расстреляны 60 человек священно- и церковнослужителей – старообрядцев, из 99 человек – служителей культа, зарегистрированных в 1935 г.
Первая старообрядческая церковь открыта после войны в 1948 г. в д. Большое Непряхино Уренского района белокриницкой иерархии.
В 1989 г. было зарегистрировано 6 религиозных объединений старообрядцев (3 – белокриницкой иерархии, 1 – беглопоповской, 2 – беспоповской). В 1990 г. числилось 8 старообрядческих общин.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой