Караковского. Коллектив и его формирование в начальной школе

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы «Новые технологи воспитания младших школьников »

Сроки проведения курсов: 26.01.-30.01. (1 сессия)

30.11.-05.12. (2 сессия)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

«Технология воспитания на основе системного подхода

(В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 29» г.Дзержинска

Пантелеева Татьяна Михайловна

Стаж работы учителем начальных

классов 29 лет

Н.Новгород

I.Введение

II.Определение понятия «воспитание»

III. Технология воспитания на основе системного подхода

1. Цель и принципы воспитания

3. Механизм воспитания

4. Методы воспитания

5. Подсистема отношений

6. Подсистема управления

7.Модель самоуправления в ученическом коллективе

8.Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

IV.Заключение

V.Список использованной литературы

Введение

Идеи системного подхода, получившие широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике, повлияли на теорию и практику воспитания и обусловили появление в педагогике понятия «воспитательная система».

Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. А.С.Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Определение понятия «воспитание»

В педагогике есть несколько определений такой категории, как воспитание. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками. Воспитание - часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании являются Владимир Абрамович Караковский (директор средней школы № 825 г.Москвы, народный учитель РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор), Людмила Ивановна Новикова (академик РАО) и Наталья ЛеонидовнаСеливанова (доктор педагогических наук, профессор).

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании – всестороннее гармоничное развитие личности:

    создание установки на самостоятельность,

    свобода выбора,

    подготовка к жизни,

    достижение личностных и метапредметных результатов

Основная идея такого подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе воспитательной работы рождается Чело­век, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Таким образом, в совершенствовании человека авторы концепции системного подхода видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни. Самого индивида они мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств. Развитие личности, по их мнению, не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека.

Цель и принципы воспитания .

Разработчики концепции полагают, что и в современном poссийском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков,- пишет В.А.Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности. Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из кинофильмов, теле- и радиопередач. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

Вторая задача - формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

Третья задача - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Четвертая - развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

И пятая - формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа. Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании:

    признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

    уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

    признание их социальных прав и свобод;

    ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;

    отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

    опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе

    ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности

    использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы

    в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,

    в связи с особенностями номинальных и реальных групп,

    согласно ведущим функциям институтов воспитания,

    с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

    определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

    опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

    преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

    изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

    построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

    обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей". Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью. Сегодня практическими задачами педагога становятся выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика. В широком смысле знания - это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Это глубина, прочность, разнообразие знаний. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека . Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека - жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок - естественный философ, которого волнуют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

    создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

    формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

    разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности;

    четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Культура

Отечество

Механизм воспитания

Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

Наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

Событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

Формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

Педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

Реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Руководители и педагоги учебного заведения должны стремиться к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего, играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления:

1)моделирование строящейся воспитательной системы,

2)организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности,

3)корректировку возникающих отношений в этом процессе,

4) рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Методы воспитания

В.А. Караковский (80-90-е годы XX века) предложил довольно простую классификацию методов воспитания, где главным критерием стал выбор средств воспитания:

1) воспитание словом

2) воспитание делом;

3) воспитание ситуацией;

4) воспитание игрой;

5) воспитание общением;

6) воспитание отношениями.

Авторы теории и практики гуманистических воспитательных систем школы (научная лаборатория академика Л.И. Новиковой) разработали классификацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком. Она включает три группы методов:

Группа 1. Методы изменения деятельности и общения:

а) методы введения новых видов деятельности и общения; применяются при создании нового детского коллектива, при необходимости перестройки воспитательного процесса, по мере взросления школьников, например, ролевые игры сменяются формами молодежного досуга;

б) методы изменения содержания деятельности и предмета общения, традиционные виды деятельности (игра, труд, учение, спорт, досуг) усложняются по мере развития личности и коллектива, возросших детских интересов, существенных изменений в современной культурной ситуации в обществе, например, педагог стремится помочь ребенку перейти от простого обслуживающего труда к работе с использованием современной техники, от любительского творчества к занятиям подлинным искусством и изобретательством; от разговоров о добре и справедливости к активному «деланию» добра, например, уход за стариками, больными детьми и т.д.;

в) методы изменения смысла деятельности и общения, помогающие преодолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для детей. Например, на протяжении школьной жизни смысл урочной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления играть роль ученика – к самоутверждению – к осознанному самообразованию и самовоспитанию. Задача педагога – в нужный момент помочь ребенку в этом движении. Здесь же надо упомянуть и метод создания диалоговых ситуаций, цель которых – постижение смыслов другого человека, иной эпохи, культуры.

Группа 2. Методы опосредованного взаимодействия (методы изменения отношений), например:

а) метод примера (личный пример или пример коллектива);

б) метод создания воспитывающих ситуаций;

в) метод «взрыва», сильного эмоционального воздействия, например, общешкольный сбор, ключевые общешкольные дела (например, КТД).

Группа 3. Методы изменения компонентов воспитательной системы школы. Наиболее сложны методы изменения неформальных межличностных отношений (метод убеждения, внушения, беседы, метод воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплоченности; метод коллективного самоанализа). Большое значение при этом имеют приемы социально-психологического тренинга, психологической игры, обучающие деловые игры, организационно-деятельностные игры.

Технология воспитания на основе системного подхода в работе авторской школы В.А. Караковского (№ 825 г. Москвы) представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С. Макаренко, «коммунарской методики» И.П. Иванова и педагогики сотрудничества и представляет следующую совокупность классификационных признаков:

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: диалектико-материалистическая.

Методологический подход: системный, комплексный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СЭН + ЗУН.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «консультант».

Преобладающие методы: игровые + творческие.

Организационные формы: классно-урочная + клубная, групповая + индивидуальная. Преобладающие средства: вербальные + действенно-практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничество. Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации отношений. Категория обучающихся: все категории.

«Десять заповедей воспитания» (по В.А. Караковскому)

    Главная цель воспитания – счастливый человек.

    Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

    Воспитание без уважения – подавление.

    Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

    Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

    Развивай в себе незаурядность.

    Не будь занудой, не ной и не паникуй.

    Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

    Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

    Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

В основе воспитательной системы в школе В.А. Караковского лежат КТД - комплексные общешкольные дела, которые предполагают:

Обязательное участие всех учеников всех классов, всех учителей, родительской общественности, выпускников прошлых лет (общность интереса и деятельности рождает взаимодействие);

Обязательное общение разных возрастов (стремление разрушить возрастные барьеры); - коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ;

Высокое качество дел (обеспечение успеха и удовлетворения).

КТД включают множество видов и форм работы: трудовые десанты, спортивные соревнования и походы, агиткалендарь, историко-литературные обозрения, анкеты «Горячие точки планеты», встречи с интересными людьми, конкурсы, общественные смотры знаний, университет старшеклассника, психологический семинар «Человек среди людей», научные встречи, клуб «почемучек», турнир знатоков, творческий калейдоскоп, рыцарский турнир и многие другие в разумном объёме и разнообразной педагогической инструментовке.

сентябрь - трудовая вахта;

октябрь - музыкально-театральный праздник;

ноябрь - Ломоносовский месяц;

декабрь - Новый год;

январь - Праздник знаний;

февраль - юность в борьбе за свободу и мир;

март - лагерные сборы;

апрель - вахта учёбы, труда и политики;

май - Праздник чести школы.

Особое значение придаётся эмоциональной насыщенности школьной жизни, «воспитанию настроением», стимулированию «педагогики радости», развитию игровой методики, утверждению игры как равноправного фактора воспитания (наряду с познанием, деятельностью и общением). Воспитательный процесс одновременно и непрерывен, и дискретен. Дискретные воздействия должны быть яркими, запоминающимися, воспитывающими.

Главный функциональный узел системы В.А. Караковского - коммунарский сбор, который проводится в течение трёх дней во время весенних каникул с обязательным выездом участников за город. Он представляет собой комплекс коллективных творческих дел, проводимых очень интенсивно. В разнообразных формах сюда входят искусство, труд, общение, различные формы досуговой деятельности.

Сбор - это:

Интегративная форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности;

Ударная доза воспитания, своеобразная педагогическая атака, потрясающая его участников; результатом часто является революционный переворот в сознании, социальная переориентация личности;

Практическая реализация высоких целей в напряжённой разнообразной коллективной деятельности и высокогуманных отношениях;

Идеальная модель воспитательного коллектива социалистического типа;

Оптимальное единство управления, самоуправления, соуправления и саморегуляции;

Прекрасная возможность саморегуляции личности;

Важнейшая часть воспитательной системы и в то же время - саморазвивающаяся система;

Своеобразная педагогическая лаборатория, позволяющая проводить исследования, ставить эксперименты, опробовать новации;

Эффективный способ обучения социальной ответственности, осмысления, передачи и распространения воспитательного опыта, в частности коммунарской методики. Подсистема отношений

Учитель - ученик

Коллектив соединяют высоконравственные отношения учителей и учеников. Дружба (утром в вестибюле песни под гитару). Ответственность. Демократизм: открытость, творчество. Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай. Живи для улыбки товарища. Обстановка внутренней свободы, раскованности. Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

Ученик - ученик

Для коллективной работы по предметам ученики каждого класса делятся на группы по 5-6 человек. Во главе группы консультант, не обязательно отличник, но достаточно знающий предмет и увлечённый им ученик. Формирование групп - непростая педагогическая задача: эффективнее - смешанный по силам состав, связанный неформальными (дружескими) личностными отношениями. В группе идёт интенсивный обмен деятельностью как в урочной, так и во внеурочной работе. Включение связи «ученик - ученик» обогащает познавательный процесс, вызывает активность и творчество. Снимается запрет на общение учеников - знания приходят в движение, становятся «общественным достоянием» малой группы. Групповые занятия на уроке, групповой опрос, общественные смотры знаний, предметные недели предусматривают выступление ученика не только в качестве объекта, но и (что даёт самый главный эффект) как субъекта обучения и воспитания.

Учитель - учитель

Даже самые талантливые и опытные учителя не могут достичь желаемых результатов, если они не согласуют своих действий с педагогическим коллективом, не умеют подчинить свой опыт и труд общим усилиям товарищей по работе. Всякий коллектив сплачивают единые цели и деятельность. Но не любая работа в равной степени способствует сплочению учителей, а та, что имеет общешкольный характер. Именно воспитательная работа ставит всех преподавателей примерно в равные условия, побуждает их к общению, взаимопомощи, взаимным советам, к сравнению своих действий с действиями коллег.

В школе В.А.Караковского в учительской висят разработанные коллективно «Заповеди педагогического коллектива» (они несколько юмористичны, но в то же время серьёзны):

1. Школа - твой родной дом. Дорожи крышей дома своего, даже если она протекает. (В школе действительно некоторое время протекала крыша школьного здания. Теперь всё в порядке, но редакцию первой заповеди не меняют.)

2. Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами былых улыбок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

3. Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге главное - начинка. Пирожки с дурной начинкой или пирожки ни с чем - это обман и халтура.

4. Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше - никому не вредно.

5. Школьное дело - это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность. Сегодня даже в самодеятельности превыше всего ценится профессионализм.

6. Не чувствуешь любви к детям - сиди смирно, не возникай. Право голоса у нас имеет только настоящий друг детей.

7. Помни, что администрация - друг человека. Копая, она ищет свежий, живительный источник. Не плюй в колодец: пригодится...

Этим семи заповедям соответствуют семь добродетелей, которые должен воспитать в себе каждый учитель школы: верность школе, добронравие, честное отношение к делу, высокий профессионализм, стремление к совершенству, любовь к детям, уважение к администрации.

Затем идёт формирование системы деятельности; её основа - воспитательные комплексы - коллективные творческие дела (КТД). Они воздействуют на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы личности в целостном виде. Отношения с освоенной частью окружающей среды образуют воспитательное пространство школы. Эффективность воспитательного пространства в личностном развитии школьников определяется всем комплексом средового окружения и уровнем управления и руководства им (Н.Л. Селиванова). Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Нередко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания» , так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе. Ключевые дела ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями. Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, в школе Караковского существует дидактический театр. Он, как часть Праздника знаний, активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника. Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно. Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, дидактический театр эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

В школе В.А.Караковского коммунарская методика возникла во внешкольной среде и строилась сразу как чисто воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективных делах. Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба). Итак, в этот день собираются желающие. Начинается первая часть творческой учебы. Это встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в течение получаса - часа, а потом показать всем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, что оно самое лучшее. Встреча заканчивается общими песнями. Эта воскресная встреча существенно отличается от воспитательного мероприятия, проведенного по правилам традиционной методики. В ней нет точного плана, отработки текста и действий, нет заранее прогнозируемого результата. Зато много экспромтов, выдумки, юмора, творчества.

Подсистема управления

Организация общешкольного коллектива

Структурными элементами педагогического коллектива как части социально-психологической общности образовательного учреждения, в частности, школы, являются объединения школы:

Психологическая, социально-педагогическая службы школы;

Предметников (кафедры отдельных и смежных дисциплин);

-«стажёров» (для начинающих педагогов).

Учителя и ученики - не два различных коллектива, а единый педагогический коллектив единомышленников. У них одни задачи, осознанные не только взрослыми, но и старшими детьми. Технология формирования педагогического коллектива начинается с выработки системы взглядов и принципов, которая проходит несколько этапов: изучение проблемы, «круглый стол» и творческий педсовет. Развитие системы 2000-е годы существенно усложнили работу школы № 825 г.Москвы и функционирование её воспитательной системы. Благодаря изначальной ориентации на практический гуманизм она ни концептуально, ни структурно не изменилась. Но это не значит, что система вообще не обновлялась. Новая парадигма образования - личностно-ориентированный подход - потребовала изменения акцента от «работы на всех» к «работе на каждого». Педагогический процесс стал более психологичным. В штат школы введены психологи, логопеды, другие специалисты. Необходимые психологические знания стали получать не только учителя, но и все выпускники школы. В воспитательной системе увеличилось количество степеней свободы, возросла роль ситуации выбора. Воспитывающая деятельность предусматривает многовариантность. В методах воспитания акцент перемещается к «мягким», опосредованным подходам - диалогу, групповой дискуссии, методу педагогической ситуации, созданию условий для самореализации личности. Самоуправленческие процессы максимально упрощаются и гуманизируются, немногочисленные органы самоуправления освобождаются от властных, административных функций и полномочий. Обновляются в своём содержании и форме ключевые дела системы. В них появились, например, экономическая игра, свободная трибуна, интеллектуальный марафон, введение новых информационных технологий (Интернет, электронная почта, компьютерные программы). Система расширяет своё воспитательное пространство, активно осваивая прежде всего малый социум. У школы крепнут международные связи, развивается детский международный туризм. У педагогов и школьников складываются связи с английскими, датскими, американскими, китайскими учителями и школьниками. Особенностью современного состояния воспитательной системы школы № 825 является существенное изменение субъекта системы: возрастает сознательность учащихся, особенно старших классов, крепнут партнёрские отношения детей и взрослых.

Модель самоуправления в ученическом коллективе

Детское самоуправление - это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Концептуальные основания - не цель, а средство воспитания - это принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности -нет органа самоуправления (идея соответствующей формы). Принцип соуправления - интеграции педагогического управления и детского самоуправления. Составляется план воспитывающей деятельности, исполнителями и организаторами которого являются сами органы самоуправления (вместо привычного плана воспитательной работы). В одни органы его члены будут избираться, в другие - входить согласно положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления. Пирамида «власти» строится снизу вверх (от основания). При возникновении разногласий ещё до принятия решения необходимо находить общие точки соприкосновения разных идей и выстраивать общее решение, исходя из этого. После же его принятия действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

Структура школьного самоуправления имеет три уровня: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классных коллективах, на втором - школьное ученическое и на третьем - общешкольное самоуправление в коллективе школы. В школе В.А. Караковского кроме педагогического совета, в который входят и ученики, есть Большой совет школы (с расширенным составом - около 200 человек), которому подчиняются все общественные организации со своими постоянными (классными) и временными (отрядными, групповыми) органами управления. Ученическое самоуправление на уровне классных коллективов (с 5-й по 11-й класс) обычно представлено советами классов, избирающимися классным собранием на один год с последующей отчётностью перед коллективом. Структура совета класса может быть разной, например: совет командиров, сбор руководителей советов дела, совет дежурных. В советы класса могут входить уполномоченные коллектива класса в общешкольных органах самоуправления, которые всегда должны быть подотчётны классному собранию. Временных органов самоуправления должно быть столько и таких, сколько действуют; не эффективны в данных условиях - значит, не нужны (В.А. Караковский). Во многих школьных коллективах действуют разновозрастные органы самоуправления: постоянные (совет старшеклассников, совет музея) и временные (советы дел, комиссии), в которые часто входят педагоги и ученики разного возраста. В таких объединениях прежде всего формируются деловые отношения старших и младших, осуществляется преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности. В школах распространены профильные объединения (штабы, советы, отряды), которые организуют работу на конкретных направлениях. В них входят представители от многих классов, педагоги, а иногда и родители. На сборах профильного органа самоуправления педагоги и учащиеся обсуждают планы, ближайшие дела, договариваются о взаимодействии, помощи и поддержке между собой и коллективами, характере взаимодействия старших и младших при организации работы. Ученическое самоуправление не означает предоставление детей самим себе. Оно - высшая форма педагогического руководства детским коллективом. Содержание работы органов самоуправления определяется, исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий с детьми в школах. Такими видами деятельности являются:

Познавательная,

Самообслуживание,

Художественно-эстетическая,

Спортивно- оздоровительная,

Шефская,

Информационная.

Познавательная деятельность организуется и проводится в таких видах и формах, как интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и вечера, различные игры (КВН, «Что, где, когда?» и др.), конференции, диспуты, консультации (взаимопомощь учащимся в учёбе), встречи с интересными людьми и т. д.

Самообслуживание - это забота о порядке и чистоте, аккуратности, благоустройстве, в том числе организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни.

Художественно-эстетическая деятельность - это праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи. В каждой школе, как правило, это направление занимает одно из наиболее видных мест.

Спортивно-оздоровительная деятельность всегда привлекает внимание учащихся, если она правильно построена, т. е. отвечает потребностям физического развития и интересам детей. Однако её организация - дело соответствующего органа самоуправления.

Шефская деятельность - это оказание помощи младшим учащимся, забота о ветеранах-учителях, ветеранах войны и труда, организация помощи многодетным семьям. Информационная деятельность всегда существовала в школе в виде устной или письменной информации о жизни школы. Но с приходом в школу новых информационных технологий и с необходимостью приучать учащихся к жизни в условиях нового информационного поля, в котором информация имеет существенное значение для принятия решения, работа соответствующего органа необходима.

Высшим органом самоуправления в ученическом коллективе является классное собрание. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результат его работы - конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает отчёты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.). Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое), но возможно и обсуждение организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчёты, информация о делах или итогах работы). Экстренные (внеочередные) собрания созываются, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. Одна из их разновидностей - летучка, которая длится 10-15 минут. Развитие самоуправления - это развитие коллектива. Переход от авторитарных форм управления коллективом класса к соуправлению и от него - к самоуправлению совершается постепенно, проходя фазы становления, развития и функционирования (по А.С. Макаренко).

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

Первая группа – критерии факта.

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы:

Соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;

Разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;

Скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

Согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

Связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей;

Четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

Вторая группа - критерии качества.

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы.

Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

Заключение

Отечественное образование сегодня переживает уникальный период своей истории: наступило время педагогической рефлексии; необходимо оглядеться вокруг и определить новые ценности политики образования, среди которых приоритетность воспитания перед обучением и, как следствие, главенство воспитательной функции в образовательном процессе. Но ребенок формируется не только под влиянием школы, а и под влиянием окружающей его социальной среды, где много негативных явлений, вызывающих любопытство, непредсказуемо влияющих на него. В итоге получается, что школа с ее воспитательной системой, творческими делами, гуманистическими отношениями, классической культурой вступает в конкуренцию с яркой, пестрой, необычной средой с ее запредельными моральными и ультрасовременными ценностями. И в этом поединке она не всегда оказывается победителем. Поэтому проблема приспособления среды к нуждам детства сейчас, пожалуй, наиболее актуальна. Последнее, собственно говоря, делается за счет усиления внимания к учреждениям дополнительного образования, детским организациям, введением должностей социальных педагогов и психологов, за счет открытия разного характера консультационных центров.

Конечно, изолировать детей от реальной среды нельзя. Но можно объединить воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы, ввести некоторые позитивного плана события, явления, происходящие в окружающем мире, в жизнь самого школьного коллектива. За счет освоения среды, окружающей школу, того позитивного, что в ней есть можно сделать эффективной ее воспитательную систему. То есть, необходимо создавать и расширять воспитательное пространство образовательного учреждения. Воспитательное пространство – это не только множественность объектов, между которыми установлены отношения, это результат деятельности созидательной и интегрирующей, но и основной компонент воспитательной системы школы.

Список использованной литературы

    Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002

    Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В.В. Воронов. – М.: Школа-Пресс, 2000

    Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова – М.: Асгард, 2001

    Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / А.В. Гаврилин. – Владимир: Владимирская школа. - 1998

    Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. – М.: Академия, 2003

    Караковский В.А. Воспитание? Воспитание...Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: ВЛАДОС, 2000

    Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996

    Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции / Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 11

    Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. – М., 2010

    Строим воспитательную систему Школы самовыражения. Концепция. Программа. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся» // Классный руководитель. - 2001. - №5

    Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. – М.: Педобщество России, 1999

    Хомерики О.И. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе / О.И. Хомерики. – М.: Педагогика, 1996

Интернет-ресурсы:

http://shkola3000.ru/NEW_Sistema-VA-Karakovskogo.html

http://karakovski.msk.ru/page.php?id=8

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&img_url=www.pravmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2F371.jpg&pos=0&rpt=simage

1. Краткая справка биографии В.А. Караковского

2. Основные труды В.А. Караковского

3. Воспитательная система В.А. Караковского

Список используемой литературы

1. Краткая справка биографии в.А. Караковского

Караковский Владимир Абрамович родился 14.02.1932 года в Свердловске. Народный учитель СССР (1991), почётный доктор ЧГПУ, лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат премии Президента РФ в области образования. После окончания ЧГПИ в 1953 году работал учителем литературы и русского языка в школах № 48 и 109 города Челябинска, с 1962 года директор средней школы № 1 имени Ф. Энгельса, с 1977 года директор школы № 825 города Москвы. В 1988-1991 председатель Всесоюзного совета по народному образованию. В 1963 году в школе № 1 начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил её разработку в Москве. У Караковского была слава блестящего литература, организатора, вдохновителя, подтверждённая не только восторженной любовью учеников, но и опытом руководства кружками, театрами, хорами везде, где ему доводилось работать и учиться. В 1962 году через неделю после прихода В.А. Караковского в школу № 1, в неё создаётся худсовет. Какое-то время директор лично руководит хором старшеклассников. В 1963 году было принято решение будет новый праздник под названием «Праздник песни». После этого решения, началась подготовка. На любую репетицию в любом классе директор мог прийти в любой момент! Подкинуть пару свежих идей, оценить уровень сценария. В скором времени «Праздник песни» превратился в настоящие театрализованное представление - с элементами драматургии и хореографии, с декорациями, костюмами и реквизитом.

Про Владимира Абрамовича можно написать целый роман, начиная с момента его рождения, когда русская женщина, умирая, отдала своего сына еврейской семье. Далее - арест приемных родителей, расстрел отца, детский дом и воссоединение с матерью, преодолевшей тысячи километров в поисках осиротевшего (во второй раз) ребенка. Владимир Абрамович отмечен не только необыкновенной судьбой, но и талантом педагога. Это яркая личность, незаурядный человек, создавший два огромных радостных мира: в школе N 1 Челябинска и в школе N 825 Москвы.

2. Основные труды в.А. Караковского

Список основных публикаций последних лет, отражающих опыт школы-лаборатории № 825 г. Москвы:

1. В.А. Караковский «Учитель и время». В сборнике Развитие личности, М.,1994 г (Материалы Московской городской научно-практической конференции)

2. В.А. Караковский «Актуальные проблемы воспитания», М.,1994 г, Центр инноваций в педагогике.

3. «Моделирование воспитательных систем: теория - практике», М.,1995 г.

4. В.А. Караковский «Воспитание в кризисном обществе», жур. Тульская школа № 2, Тула

5. В.А. Караковский «Воспитание в обществе социальных перемен» жур. Мир образования, М., 1995

6. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» (Теория и практика воспитательных систем), Новая школа, М., 1996г Книга удостоена премии Президента Российской Федерации.

7. Книга «Школа воспитания: 825-й маршрут». Авторы: учителя, ученики и выпускники школы. Педагогическое общество России, Москва, 2004 г.

Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых.

В 2007 году вышла в свет первая книга серии «Библиотечка журнала «Воспитательная работа в школе». Автор - Владимир Абрамович Караковский назвал её просто: «Воспитание для всех». Тридцатилетний опыт педагогической деятельности директора Московского Центра Образования N 825 - Школы Воспитания В.А. Караковского предстаёт в этом издании как поиск подлинных путей воспитания. Главная тема новой книги выдающегося педагога современности звучит так: «Школа - это, прежде всего, пространство воспитания».

Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

Три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики , или методики коллективной творческой деятельности.


Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор , который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты.

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.

Концепции, ориентированные на коллективное воспитание В.А. Караковского, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. Воспитание рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе, смыслы изменений - в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Авторская модификация – это индивидуальное прочтение общей идеи и воплощение ее в практику в соответствии с личным пониманием, конкретными возможностями. Сегодня в нашей стране существуют сотни прекрасно работающих учебно-воспитательных заведений, где трудятся тысячи прекрасных учителей. Лучшие образцы наших технологий превосходят знаменитые западные системы. Для нас они особенно ценны тем, что вписаны в отечественные реалии, созданы для наших условий.

Авторская система В. А. Караковского

Владимир Абрамович Караковский (р. 1932) – народный учитель СССР, академик, директор московской школы № 825 , где идеи педагогики сотрудничества, развиваясь и совершенствуясь, воплотились в целостную технологию воспитания. И хотя ядром воспитательной системы у В. А. Караковского является сплоченный разновозрастный общешкольный коллектив, в ней наличествует много элементов, характерных для демократического свободного воспитания. Как отмечает В. А. Караковский, обновление воспитательной системы в школе пошло по пути актуализации. Была создана новая идеология школьной воспитательной системы, основанная на общечеловеческих, вечных моральных ценностях. Детей воспитывают на базисных понятиях:

  • Земля – общий дом человечества;
  • Отчизна – единственная для человека Родина;
  • Семья – ближайшее окружение человека, его опора;
  • Труд – основа человеческой жизни;
  • Знания – необходимое для человека средство развития;
  • Культура – духовное богатство человечества;
  • Мир – главное условие существования Земли и человечества;
  • Человек – высшая абсолютная ценность.

Для усвоения каждым школьником главных ценностей, подчинения своей жизни многочисленным требованиям, вытекающим из их соблюдения, разработана и внедрена целостная система воспитательной работы. В ней в оптимальном сочетании соединены общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела – это, как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, воспитание "большими дозами".

Главным композиционным узлом системы является коммунарcкий сбор. Он проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками. Его трудно определить как отдельный вид работы. Это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передаваемый от поколения к поколению. Коммунарский сбор – действующая модель оптимальных человеческих отношений. По времени он занимает меньше 1% учебного года, тем не менее является самым сильным катализатором формирования чувства "мы" – важнейшего для осмысления и понимания каждым воспитанником своего места в жизни, принадлежности к миру, стране, группе.

В школе действует система больших и малых традиций. Например, уже много лет ко Дню учителя готовится специальная творческая программа, в которой принимают участие все педагоги школы. Одна из ее частей – торжественный ритуал посвящения в учителя школы № 825. Новое пополнение (а это обычно выпускники школы) принимает обязательства трудиться в соответствии со школьными традициями, приумножать и развивать их. Нонетолько учителя, а и воспитанники школы обязаны развивать в себе семь добродетелей :

  • верность школе;
  • благонравие;
  • честное отношение к делу;
  • высокий профессионализм;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • любовь к детям;
  • уважение к администрации.

Перечень всех форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе № 825, занял бы слишком много места. Отметим среди них такие: общественный смотр знаний; работа штабов знаний; межпредметные, интегрированные уроки; межвозрастные уроки; разнообразные творческие работы учеников; учебно-воспитательная диагностика; перенесение на семью школьных форм работы; взаимное обучение; уроки обмена; дополнительные уроки по выбору; профильные факультативы; зачетная система обучения; уроки-бенефисы; уроки трех уровней; уроки под голубим небом; конкурс шпаргалок; создание ситуаций свободного выбора; многовариативность заданий; партнерство учителей и учеников; проведение уроков учениками педагогических классов; интегрированные зачеты; защита идей; тихий опрос; путешествие в страну тайн; клуб "почемучек"; читай-город; познавательный КВН; исторические игры; педагогиада; защита фантастических проектов; новые формы экзаменов; деловые и ролевые игры; мозговая атака; университет старшеклассников; научная конференция; брифинг; праздник знаний; суд над предметом; 60 секунд интересной информации; предметный ринг; посвящение выпускников начальной школы в пятиклассники; работа учеников начальной школы на компьютерах; организация персональных выставок учеников и учителей; работа на уроке справочного бюро "Прямая линия"; практикум доброты; встречи на уроке; интервью с историческим персонажем; пятиминутка рефлексии; конкурс вопросов; использование коммунарской методики; встречи с интересом; обозреватели за круглым столом; час вопросов и ответов; устный журнал "Необыкновенное рядом"; игра "Что? Где? Когда?"; дидактические сказки; путешествие но предмету; аукцион знаний; пятиминутка любознательных; робинзонада; дидактический театр; азбука дидактических знаний; экскурсии; походы; экспедиции и т.д.

В школе № 825 ставка сделана на самоуправление. Три- четыре раза в году собирается Большой совет, включающий в себя ученический актив 5–11 классов вместе с классными руководителями, а также совет старшеклассников и все взрослое руководство школы. Особое место в воспитательной системе школы занимает трехдневный лагерный сбор актива – молодежная коммуна. Это идеальная модель воспитательного коллектива, интегрированная форма воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов воспитания.

Авторская технология В. А. Караковского вне всякого сомнения является значительным шагом вперед в деле демократизации школы, превращения ее в открытую социальную систему. Это вывод учебно-воспитательного процесса за рамки строгой регламентации, отход от жестких командно-административных схем управления. Школа Караковского движется в направлении свободного воспитания, предоставляя своим воспитанникам больше шансов для закрепления в рыночном обществе. По отзывам прессы, выпускники школы лучше вписываются в рыночные реалии, а это один из главных показателей правильности выбранного направления.

  • В 2011 г. В. А. Караковский ушел с поста директора и работает в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.

Краткая биография
Караковский Владимир Абрамович – 14. 02. 1932 - 3. 03. 2015.
Караковский Владимир Абрамович – Народный учитель СССР, лауреат премии Президента Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Член – корреспондент РАО, директор Центра Образования № 825 г. Москвы.
Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 года в Екатеринбурге. Свою родную маму он никогда не видел, так как она умерла при родах. Мальчика растила и воспитывала лучшая подруга мамы Роза Петровна Караковская. Ее муж Абрам Залманович Караковский работал директором школы №37 в городе Челябинске. То, что мальчик воспитывался в семье учителей предопределило его будущее. Когда Володе исполнилось 5 лет, он потерял отца, расстреляли его по делу о «правовом заговоре».
Как сына «врага народа» его не приняли в Уральский государственный университет. Он поступил в Челябинский педагогический институт на филологический факультет. После его окончания, в 1953 году, он работал учителем литературы и русского языка в школах №48 и №109 города Челябинска.
Владимира Абрамовича в 1963 году назначили на должность директора школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.
Директором московской школы №825 он стал с 1977 года.
С 1988 по 1991 годы был председателем всероссийского совета по народному образованию.
На Всесоюзном съезде учителей в 1988 году он был избран во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже стал его председателем.
В 1989 году защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук по теме: « Воспитательная система школы как объект педагогического управления».
С 1990 года являлся Член - корреспондентом РАО, состоял в Отделении общего среднего образования.
В. А. Караковский стал почетным доктором Челябинского педагогического института в 2006 году.
С должности директора 825 школы В. А. Караковский ушел в 2011 году, но продолжал работать в школе на должности заместителя директора по науке.
3 марта 2015 года В. А. Караковский скончался в результате болезни.
Премии и Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Труды
Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
Караковский В. А. Воспитай гражданин.- М., 1987.
Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.
В. А. Краковский, Д. В. Григорьев. Школа воспитания: 825-ый маршрут. М., 2004.
В. А. Караковский. Воспитание для всех. М., 2008.
Воспитательная система В. А. Караковского
В 1963 году в челябинской школе №1 Владимир Абрамович начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил ее разработку в Москве. Основной ценностью 825 московской школы является воспитательная система, которая базируется на принципах гуманистической педагогики, демократичности и идеях личностно-ориентированного подхода. Обучение и воспитание, в рамках данной системы, взаимосвязаны. Владимир Абрамович создал свою, авторскую школу – Школу Воспитания. Это школа – коммуна, в которой ученик раскрывает свои способности в активном сотворчестве, сотрудничестве с учителями.
Главной движущей силой воспитания является школьный коллектив, в котором взаимодействуют ученики, учителя и родители, объединённые общей деятельностью.
«Создание и развитие системы, и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы». В. А. Караковский.
Главной ценностью коллектива является личность ребёнка. « Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству».
Особенность воспитательной системы школы № 825 – это Ключевые Школьные Дела. В учебном году их 9:
Сентябрь – Туристско-краеведческий месяц,
Октябрь – Пушкинский месяц,
Ноябрь – Праздник Песни,
Декабрь – Семейный праздник Новый год. КВН,
Январь – Предметная неделя. Подростковый сбор.
Февраль – Праздник Знаний,
Март – Традиционный лагерный сбор старшеклассников,
Апрель – Праздник Чести Школы,
Май – Утро Победы. День Памяти. Последний звонок. Прощание с начальной школой.
Все коллективно-творческие дела проводятся поэтапно: коллективная разработка дела, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах дети и взрослые выступают как равноправные партнёры. Это создаёт атмосферу общей увлечённости и ответственности, способствует организации яркой, насыщенной, интересной жизни.
Отдельно хочется сказать о Большом СБОРе старшеклассников. Сбор – Самая большая общая радость. Его ждут целый год, это светлая, позитивная перспектива. В разновозрастных отрядах, под руководством комиссаров, дети готовят разные творческие дела, проявляют свои способности, учатся сопереживать и помогать друг другу. У сбора есть обычаи и законы. Это закон поднятой руки, закон песни, круг песни и другие. Кто пережил сбор хоть раз, изменился и сам к лучшему и свою жизнь тоже.
Источники